30.05.2014 17:00
    Поделиться

    США просят НАТО купить российские вертолетоносцы "Мистраль"

    Группа конгрессменов США обратилась с письмом к генсеку НАТО Андерсу Фогу Расмуссену, в котором призвала купить или взять в аренду вертолетоносцы "Мистраль", строящиеся Францией для России. Об этом сообщило агентство Рейтер. Выиграет или потеряет Россия, если Франция пойдет на поводу у Вашингтона и не станет передавать уже построенный и строящийся десантные корабли-вертолетоносцы?

    Напомним, первое заявление о том, что наша страна рассматривает возможность закупить во Франции сразу четыре десантно-вертолетных корабля-дока - ДВКД (именно так длинно называется этот тип боевых кораблей), было сделано во время международного военного морского салона Euronaval-2008. И сделал это сам главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий.

    Это стало сенсацией не только для французских кораблестроителей, но и для отечественных экспортеров военной техники, а также для самих военных моряков. Французы просто не верили своим ушам. Европа погружалась в пучину экономического кризиса, сокращались даже оборонные заказы, и тут такая удача - сделка общей стоимостью несколько миллиардов евро, с хорошим продолжением в виде немалой платы за послепродажное обслуживание огромных кораблей. Нежданные миллиарды свалились буквально с неба.

    Для тех, кто занимается экспортом-импортом вооружений, азбучной истиной являлось то, что столь крупные контракты готовят в строгой тайне и тиши переговорных комнат. И публичное заявление о твердом намерении закупить вертолетоносцы во Франции вызвало оторопь. Представители "Рособоронэкспорта", как и французы, не верили своим ушам. А флотоводцы ВМФ не могли понять, для чего нам нужен этот плавучий отель, как сразу прозвали "Мистраль" за его комфортные условия службы, спроектированный для плаваний в теплых тропических водах.

    Сделка с "Мистралем" стала апофеозом почти сумасшедшей эйфории от возможности закупать практически любое вооружение для Российской армии за границей. Тогда провозгласили вроде бы очень хороший лозунг: техническое оснащение наших Вооруженных сил должно быть лучшим в мире. И закупать станем только лучшую технику и лучшее вооружение. Об этом открыто говорили и министр обороны и его зам по вооружению, и начальник Генштаба. Только вот, по их же словам, выходило так, будто отечественная оборонка никаких изделий мирового уровня дать не способна, а поэтому - будем брать за границей. И повели себя наши самые высшие чины военного ведомства как подгулявшие купчики. Швыряя бюджетными деньгами, они требовали от западных производителей военной техники чуть не немедленно "завернуть им" вот этот понравившийся танк или вот этот корабль.

    Доводы о том, что покупка любого иностранного вооружения для оснащения своей армии должна быть тщательнейшим образом просчитана и гарантирована от любого политического форс-мажора, никто из генералов-заказчиков и слышать не хотел.
    Три года ушло на подготовку контракта по "Мистралям", над которым, по словам специалистов "Рособоронэкспорта", они работали почти круглосуточно. Официально его заключили 17 июня 2011 года в Санкт-Петербурге в рамках Международного экономического форума. Франция обязалась построить для ВМФ России два корабля, еще два вошли в так называемый опцион.

    В октябре 2013 года первый "Мистраль" для России, носящий имя "Владивосток", был спущен на воду, в настоящее время идут его интенсивные ходовые испытания. В июне во Францию должен прибыть экипаж российских военных моряков, специально отобранный для службы на "Владивостоке".

    И тут демарш американских политических деятелей. Заокеанские конгрессмены уверены, что приобретение НАТО "Мистралей", предназначенных для России, усилит потенциал блока. А Москва, по их мнению, получит "сильный сигнал, указывающий, что НАТО не будет терпеть или каким-либо образом попустительствовать безрассудным действиям". Надо понимать, что под "безрассудными действиями" подразумевается удовлетворение Москвой волеизъявления народа Крыма о возвращении полуострова в состав Российской Федерации.

    Надо отметить, что США изначально, задолго до событий начала 2014 года на Украине, были категорически против продажи "Мистралей" России. Пентагон неоднократно заявлял о том, что вместе с этим десантно-вертолетоносным кораблем-доком в Россию уплывут какие-то важнейшие технологии военного назначения, которыми Москва не должна располагать ни в коем случае.

    В самой Франции тоже есть немало так называемых военных аналитиков, считающих "Мистраль" чуть ли не лучшим в мире кораблем подобного класса. И если ВМФ России получат их, то скачкообразно увеличат мощь своего флота.

    Например, известный в Западной Европе военный обозреватель Жан Гинель уверен: "Мистраль" обладает прекрасными мореходными качествами, большой ударной мощью, какой-то необыкновенной по своим возможностям системой связи, самой совершенной боевой информационно-управляющей системой и построен он по самым передовым технологиям, "которые страны бывшего СССР утратили, если вообще когда-либо имели". По мнению Гинеля, "все это делает корабли класса "Мистраль" настоящими боевыми судами, способными проводить десантные операции, которые Россия при текущем состоянии своего ВМФ проводить неспособна".

    Поэтому, мол, Западу надо сто раз подумать, прежде чем передавать эти "настоящие боевые суда" России. Вообще-то думать надо было, когда контракт заключали, а потом с удовольствием принимали транши в сотни миллионов евро.

    А вот что говорит по этому поводу замдиректора Центра анализа стратегий и технологий, один из ведущих российских экспертов по военно-техническому сотрудничеству Константин Макиенко:

    - По состоянию на сегодня соглашение о постройке и поставке в Россию двух ДВКД типа "Мистраль" реализуется в точном соответствии с контрактом 2011 года. Соблюдаются и график строительства кораблей, и их технический облик. Вопреки информации некоторых СМИ, техническое лицо корабля также не подвергалось изменениям. Установка системы связи Syracuse изначально не предполагалась на строящихся для России кораблях, проект которых предусматривает интеграцию соответствующего российского оборудования. Что касается БИУС (боевой информационно-управляющей системы), то здесь также с самого начала предусматривалась установка двух систем - французской (предназначенной для управления собственно кораблем и десантно-высадочными средствами), и российской, необходимой для управления оружием, которое еще будет установлено после перехода кораблей в Россию на отечественных верфях.

    По состоянию на сегодня передача головного корабля "Владивосток" запланирована на октябрь и пока все выглядит так, что если не будет резкого драматического ухудшения международной обстановки, этой передаче, как и поставке второго корабля, ничего не угрожает. Об этом свидетельствуют и осторожные высказывания президента Франции Франсуа Олланда, и гораздо более откровенные заявления французских официальных лиц более низкого уровня. Интерес Франции понятен и очевиден. В случае разрыва контракта французы потеряют не только заказ на сумму 1,2 млрд евро, но и будут вынуждены выплатить крупные штрафные санкции, не говоря уже о колоссальном нематериальном репутационном ущербе. Выполнение российского заказа обеспечивает работой более тысячи рабочих верфи в Saint-Nazere.

    Необходимо, впрочем, понимать, что Франция подвергается интенсивному давлению США, которые всегда решительно выступали против продажи французских десантных вертолетоносцев в Россию. Понятно, что украинский кризис привел к дополнительной интенсификации этих усилий. Способность Франции противостоять этому грубому и беспардонному американскому давлению станет, в сущности, индикатором реального суверенитета Парижа.

    Наконец, следует еще раз напомнить о том, что приобретение этих кораблей отвечает интересам строительства сбалансированного ВМФ в России. Как уже неоднократно сообщалось, первые два ДВКД должны войти в состав Тихоокеанского флота. Помимо само собой разумеющихся экспедиционных задач в океанской зоне (таких, например, как выполнения противопиратских миссий в Аденском заливе и Аравийском море), эти многофункциональные единицы станут незаменимыми инструментами логистической поддержки группировок войск и гражданского населения в районах со слабо развитой инфраструктурой, прежде всего, на Камчатке и Курилах.

    А с учетом того обстоятельства, что после воссоединения полуострова Крым с Россией исчезли политические ограничения для развития Черноморского флота вновь становится актуальным вопрос о закупке второй пары ДВКД типа "Мистраль" для операций в Средиземноморье и Атлантике. Закупка этих кораблей может быть осуществлена после получения первичного опыта эксплуатации первых двух единиц этого типа в российском ВМФ…

    В принципе, своим комментарием Константин Макиенко расставил все точки над "и". Никаких особых секретных западных технологий Россия не получит. Наоборот, ей придется адаптировать эти корабли под наши климатические условия и специфику эксплуатации в России. Зато появится стимул для развития ряда отраслей электронной промышленности, вертолетостроения и других оборонных направлений индустрии. Немаловажно и то, что Россия даже в условиях продолжающегося мирового экономического спада может приобрести еще два десантных корабля, для которых место службы уже определилось. Для Франции это очень выгодно.

    Так что в сложившейся ситуации переживать и беспокоиться надо не Москве, а Парижу. Мы-то вернем себе вложенные в постройку "Мистралей" деньги и в состоянии будем начать строительство на собственных верфях кораблей ничуть не хуже. А вот что будет делать НАТО с двумя "Мистралями", которые предлагает выкупить Вашингтон? Им эти плавучие корабли-доки вообще не нужны.

    Ситуация с "Мистралями" такова: как бы события не развивались - в выигрыше окажется Россия.

    Если мы получим ДВКД, то они найдут свое место в строю ВМФ и, конечно, усилят его мощь. Если нам откажут, то мы вернем все затраты с процентами, и сами начнем реализацию расширенной кораблестроительной программы. К тому же Россия и весь мир получат наглядный урок срыва важнейших договоренностей под давлением Вашингтона. Финансовые и репутационные потери в данном случае понесет только Франция и ее партнеры по кораблестроению. Им это надо?

    Поделиться