28.05.2014 19:43
    Поделиться

    Почему яванцы не советуют ходить по берегу в зеленой одежде

    Хотя города Джакарта и Джокьякарта, который индонезийцы ласково называют Джоджа, располагаются на одном острове под названием Ява, обстановка в них разительно отличается: если Джакарта представляет собой светский город, пусть и с огромной мечетью в центре, то Джоджа - столица Особого Округа Джокьякарта, который единственный в Индонезии управляется султаном и где большинство надписей на домах дублируется на яванском языке.

    И если считать Джакарту финансовым и индустриальным центром Явы, то Джокьякарта - это многоликая душа острова.

    Традиционные яванские верования под названиями кебатинан, являющимися сплавом анимизма, суфизма и индуизма с буддизмом, гармонично сосуществуют здесь с исламом, добравшимся до этих мест благодаря средневековым торговцам из арабских стран и проповедникам из провинции Ачех на севере острова Суматра, буддизмом и христианством, включая православие.

    Здесь же можно увидеть две жемчужины из коллекции ЮНЕСКО - буддистские святилища Боробудур и Прамбанан находятся всего в получасе езды от города (в 18 и 40 километрах соответственно) и являются местом паломничества тысяч туристов.

    Однако лучше всего начать знакомство с султанатом во время посещения рисовых полей с покосившимися пальмовыми хижинами, которые многоликой зеленью переливаются под лучами жаркого индонейзийского солнца, и поездки к "огненной” горе Мерапи, которая является крупнейшим в Индонезии действующим вулканом и испускает дым едва ли не каждый день. Некоторые яванцы верят, что внутри вулкана находится дворец божественного города-побратима Джогьякарты, населенный духами.

    Реальный дворец султана в центре Джокьякарты под названием кратон (что переводится как дворец) поражает великолепной отделкой и внутренней гармонией, однако, восхищение его красотой не отменяет несколько довольно жестких правил. В частности, гостям неблагородных кровей запрещено наступать ногой на "подиум", сидя на котором, члены монаршьей семьи внимают музыке королевского оркестра гамелана. При этом сам оркестр, исполняющий мелодичные зарисовки в восточном стиле, могут послушать все желающие. А вот сфотографировать удастся только тем, кто заранее заплатил за это право на входе. В целом, в Индонезии не везде взимается дополнительная плата за съемку видеокамерой или фотоаппаратом, но в Джокьякарте таких мест встречается больше всего.

    Правитель Особого Округа, несмотря на регалии и высокий статус, законодательной силы не имеет и скорее играет роль "британской королевы Елизаветы" индонезийского разлива. С тем лишь отличием, что женщинам королевских кровей в Джокьякарте восседать на троне не позволяется. Правителем президентской республики Индонезии является президент Сусило Бамбанг Юдойоно, спевший для российского президента в день его рождения, который Владимир Путин провел на саммите АТЭС в Индонезии.

    Несмотря на его церемониальную роль, фигура султана в Джокьякарте идеализируется, что особенно заметно по огромному музею, созданному в его собственном дворце, который иллюстрирует веру индонезийцев в том, что правитель - "пуп" Земли.

    А если вы хотите увидеть другую сторону этого залитого солнца города, то смело отправляйтесь в путешествие по городским трущобам, пусть и не всегда безопасным, но впечатляющим типажами встречающихся там индонезийцев. Лучше взять в провожатые одного из местных гидов, который проведет вас "тайными" тропами по самым колоритным местам. По пути стоит отведать сладостей у местных торговцев - они, как правило, менее пряные и более привычные европейскому вкусу, чем еда в кафе и ресторанах.

    Фанатов пляжного отдыха Джокьякарта вряд ли порадует, потому что чаще всего, по признанию самих индонезийцев, волны у берегов города довольно сильные, что на руку серферам, но не купальщикам. Но загорать в свое удовольствие не возбраняется, правда, для мусульманок это будет проблематично, потому что здесь нет раздельных пляжей для женщин и мужчин, как в ряде исламских стран. При этом городские власти открыто заявляют о своей мечте сделать это место популярным среди богатых туристов из арабских стран.

    Но не это самое страшное: яванцы настоятельно не советуют туристам появляться на морском берегу в зеленой одежде, потому что это цвет обитающей в прибрежных водах Королевы Южных морей, которая внешне напоминает русалку. По легендам, особенно ей по душе миловидные юноши, у которых она по своей прихоти может отнять душу.

    Один из вечеров в Джокьякарте стоит выделить для 2-х часового представления на фоне величественного Прамбанана, комплекса буддистских и индуистских храмов (в первую очередь - индуистских), на который туристов зазывают билборды по всему городу. Перед зрителями развернется 2-х часовая адаптация древнеиндийского эпоса Рамаяна, одна из лучших во всей Индонезии по постановке и красоте декораций, на фоне почти тысячелетней святыни. И хотя билеты на это представление недешевы - около 25 долларов для иностранцев, но посмотреть стоит - действует как своеобразная машина времени.

    Совсем другое впечатление производит Прамбанан при свете дня, когда взгляду открывается его виртуозная отделка и прекрасные статуи внутри храмового комплекса.

    Его сосед Боробудур - и территориальный и по списку ЮНЕСКО - был, по мнению ученых, построен еще раньше - в VII-VIII веке нашей эры. И он по форме напоминает ступу, украшенную более 500 статуями Будды и почти 1,5 тысячью барельфов.

    Тем же упорным паломникам, которые добираются до вершины храмового комплекса, преодолев семь ярусов, и касается каждого Будды из ступ на верхнем ярусе, будет, по местным поверьям, даровано счастье.