26.05.2014 23:20
    Поделиться

    Иностранных водителей обязали иметь права российского образца

    В начале мая вступили в действие отдельные статьи закона N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Суть их в том, что теперь управлять общественным транспортом в нашей стране разрешено только шоферам, имеющим водительские права российского образца. Международные права и "ксивы", выданные в любой другой стране, включая и участников Таможенного союза, в муниципальных и коммерческих пассажирских перевозках больше не котируются. Обладателям иностранных водительских прав также нельзя заниматься частным извозом людей.

    Для получения российских удостоверений шоферу-гастарбайтеру необходимо сдать экзамен в ГАИ на знание ПДД. В случае нарушения этих требований водитель будет отстранен от управления автомобилем и оштрафован на 5-15 тыс. руб., транспортное средство задержано, а специалиста компании, выпустившего на линию шофера, накажут уже на 50 тыс. руб.

    "Безусловно, эти поправки принесут положительный эффект. Думаю, большинство пассажиров даже не могли себе представить, что их возят водители, не знающие ПДД страны, в которой работают, - считает директор департамента продаж ГК "Аркан" Петр Костиков, - ситуация должна измениться быстро. Ведь и процедура получения российских прав максимально упрощена. Необходимо сдать всего лишь один экзамен на знание российских правил дорожного движения, а при себе иметь национальное водительское удостоверение и разрешение на работу. ГИБДД, в свою очередь, отправляет запрос в ту страну, из которой прибыл иностранец, и проверяет подлинность его прав, после чего гастарбайтер получает права российского образца". "Таким образом отсеются горе-водители, те, кто получил свои права нелегально, а также не обладающие достаточной квалификацией. К тому же работодатель при приеме на работу иностранных граждан в качестве шофера при наличии прав российского образца будет уверен в компетентности своих будущих сотрудников", - уверен заместитель генерального директора по взаимодействию с правоохранительными органами компании "Мегапейдж" Александр Кузнецов.

    Все логично. Однако некоторые эксперты с определенной долей скепсиса относятся к посылу законодателей, что якобы права российского образца уже сами по себе гарантируют безопасную перевозку пассажиров. Поскольку в странах, откуда к нам обычно и прибывают желающие покрутить баранку, правила дорожного движения не шибко отличаются от российских. Ни в одном государстве - участнике Венской Конвенции о дорожном движении нельзя мчаться под "кирпич" или на красный сигнал светофора, пересекать двойную сплошную и давить пешеходов и т.д.

    Дорожные знаки и сигналы также идентичны в большинстве своем. Так что безопасность перевозок зависит не столько от страны происхождения водительских удостоверений, сколько от четкого исполнения требований ПДД и умения шофера-варяга адаптироваться к манере езды в каждом конкретном населенном пункте.

    Да-да, последнее тоже очень важно! И не факт, что российский гражданин с российскими же правами, тридцать лет возивший пассажиров в автобусе в Самаре или Ульяновске, также лихо сможет это делать в Москве или Питере, Казани или Владивостоке: разные скорости, загруженность магистралей, ширина полос, качество дорожного покрытия и наконец шоферский менталитет. Каждый владелец личного авто, хотя бы раз в жизни въезжавший на улицы незнакомого города пусть и родной страны, наверняка испытывал дискомфорт: здесь совсем по-другому ездят! Хотя и по тем же самым ПДД...

    И причина ужасающей манеры вождения водителей маршруток, которых нередко называют "камикадзе", не в наличии прав другой страны, а в стремлении сделать как можно больше "ходок" по маршруту: от этого зависит их заработок. К водителям муниципального транспорта это относится в гораздо меньшей степени, к тому же ездят они, как правило, по расписанию, пусть и приблизительному. Так что, скорее всего, поправить положение с безопасностью пассажирских перевозок можно только карательными мерами. "Думаю, что именно высокие штрафные санкции заставят задуматься и самих водителей, и диспетчеров, выпускающих их на маршрут, и руководителей компаний - коммерческих перевозчиков", - заявил "РГБ" первый вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Тузов.

    Уже введенные законодательные новеллы в принципе не вызвали у экспертов однозначного отторжения: в получении иностранным шофером прав российского образца и впрямь нет ничего плохого, если они, конечно, именно получены, а не куплены. Но вот слухи ввести аналогичные требования к водителям грузового транспорта вызвали неоднозначную реакцию. "Трагедия в Подольске, случившаяся в 2013 году, с участием пассажирского автобуса и "КАМАЗа", за рулем которого был армянин, неоднократно нарушавший ПДД, лишний раз доказывает, что аналогичные правила должны быть установлены и для коммерческих грузовых перевозок", - сообщил "РГБ" исполнительный директор "Хино Моторс Сэйлс" Юрий Зорин.

    "В сегменте грузоперевозок, где большинство водителей также являются иностранцами, такие требования могут парализовать бизнес, так как не каждый россиянин согласится работать сверхурочно за заработную плату ниже среднего уровня", - считает Алексей Тузов. "Если в случае с общественным транспортом закон служит гарантией безопасности, то в случае с грузовым он будет ограничительной мерой, которая приведет к дополнительным неоправданным финансовым затратам", - подтверждает начальник транспортного отдела 3PL-провайдера LogLab Антон Колошеин.

    А вот председатель Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев уверен, что ситуацию в сегменте грузоперевозок может улучшить введение обязательного лицензирования этой деятельности. "По вине водителей грузового транспорта в год гибнет более 2 тыс. человек. А на регулярном пассажирском транспорте, который лицензируется, по вине предприятий, которые перевозят более 15 млрд человек в год, погибает около 70", - сообщил он "РГБ".

    Поделиться