23.05.2014 09:00
    Поделиться

    В Уфе прошла премьера по пьесе министра образования РБ

    Премьерой драмы "Камень одиночества" Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури закрыл свой 94-й сезон.

    Автор этой почти мистической истории министр образования Республики Башкортостан Альфис Гаязов рассказал, что написал пьесу, опираясь на реальные события. Действие происходит в одной деревенской семье, состоящей из бабушки Гильминур, мамы Сабиры и сына Хафиза. Есть еще один родственник - одинокий старик Шайхелахияр, живущий по соседству.

    Хафизу, окончившему с отличием вуз, приходит повестка в армию. Бабушка категорически против того, чтобы он шел служить. Она панически боится, что внук не вернется. Основания для этого есть: в каждой войне - Финской, Великой Отечественной, в Венгерских событиях и в Афганистане - погибал кто-то из мужчин этого семейства. Но Хафиз все-таки уходит в армию, сыграв перед этим свадьбу. И за несколько месяцев до демобилизации пропадает без вести. В это время его юная жена рожает двойняшек.

    Причину того, что мужчины не возвращаются с войн, деревенские жители видят в камне - огромном валуне, возле которого проходят все проводы. Камень не простой, а овеянный легендой. Мать бабушки Гильминур перед смертью рассказала ей: "Мой отец был очень смелым человеком. Перед тем, как пойти служить в армию, он выкрал мою маму и увез к себе в деревню. А другой парень, влюбленный в нее, в отместку навел порчу на весь наш род через этот камень".

    Узнав печальную весть о внуке, бабушка Гильминур решает, что вернуть его можно, только принеся в жертву себя. Но когда она подходит к камню и просит забрать ее жизнь, валун разрушается, и под его обломками погибает старик Шайхелахияр. Оказалось, что он также решил обменять свою жизнь на жизнь Хафиза.

    На этот незамысловатый сюжет накладываются и другие линии, в результате переплетения которых перед зрителем встает картина жизни современной деревни.

    Спектакль поставил художественный руководитель Башдрамтеатра, заслуженный артист России и народный артист Башкортостана Олег Ханов.

    - Материал неоднозначный. Пьеса современная, она написана на так называемую деревенскую тему, но выходит за ее пределы, охватывая мысли, чувства и чаяния всех матерей, - отметил режиссер.

    Неудивительно поэтому, что бабушка Гильминур представляет собой образ ак-инэй. Так у башкир называют мудрых и почитаемых женщин, хранящих память народа, обеспечивающих связь времен и поколений. Именно они дают духовную поддержку и жизненную опору.

    - На сцене уже давно не было столь значимого для нынешнего времени образа. Она представитель нашего народа, ее мысли связаны с мудростью поколений, а речь богата народными поговорками, пословицами. Она многое повидала на своем веку и ей есть что сказать, передать молодому поколению, - говорит о своей героине народная артистка Башкортостана Рамзия Хисамова.

    Другая исполнительница этой роли - народная артистка СССР Гюлли Мубарякова - считает образ воплощением Матери-Земли, которая в ответе за своих сыновей. Она заметила, что вплела в авторский сюжет и свою актерскую тему.

    В пьесе три поколения женщин. Среднее олицетворяет мама Хафиза Сабира (народная артистка РБ Сара Буранбаева). Ее судьба похожа на судьбу многих женщин ее поколения. Муж (сын Гильминур) погиб в Афганистане, сама она, медсестра по специальности, давно зарабатывает на жизнь торговлей. Привозит в деревенский магазин товары из Москвы. Понятно, что ей приходится нанимать водителей-грузчиков, которые не прочь пожить за ее счет.

    Самая молодая из женщин - Гузель, в начале истории невеста, а затем жена Хафиза. Детдомовский ребенок, мечтающий о собственной семье. Кстати, ее монолог о детдомовцах, готовых в каждом взрослом увидеть родителей, удался автору лучше всего. Наиболее ярким персонажем получился старик Шайхелахияр в исполнении непревзойденного мастера перевоплощения, народного артиста Башкортостана Алмаса Амирова.

    Спектакль, как рассказали постановщики, дался нелегко. Работа над ним не прекращалась вплоть до премьеры. Что вполне объяснимо: автор - не профессиональный драматург, поэтому первоначальный текст претерпел немало изменений. Альфис Гаязов относится к этому философски: "Пьеса и спектакль - это две отдельно живущие вещи".

    Поделиться