22.05.2014 23:29
    Поделиться

    Мировые войны наложили отпечаток на продолжительность жизни мужчин

    Евгений Велиев: Минимум 30 минут ежедневных нагрузок и пару тренировок в неделю до "мокрой майки"!
    Во всем мире мужчины живут меньше женщин. Почему? А еще о том, как не только продлить жизнь мужчин, но и повысить ее, жизни, качество, обозреватель "РГ" беседует с профессором кафедры урологии и хирургической андрологии РМАПО Евгением Велиевым.

    Евгений Ибадович! Лет 30 назад в центральной печати появилась заметка "Берегите мужчин!". Резонанс оглушительный: впервые во всеуслышание было заявлено, что представители сильного пола куда слабее нас, женщин. И болеют они чаще и тяжелее, и живут меньше нас. Прошли годы. Медицина теперь может такое, что в ту пору и не снилось. Но... по-прежнему мужчины болеют чаще, живут меньше.

    Евгений Велиев: Вы несколько ошибаетесь. Это у нас 30 лет назад призвали беречь мужчин. А в мире гром раздался не 30 лет назад, а в двадцатых годах прошлого века. Тогда в Великобритании выяснилось, что мужчины живут на 4-9 лет меньше женщин. С тех пор это стало очевидным и бесспорным фактом. Перевес всегда на стороне женщин.

    И так будет и впредь?

    Евгений Велиев: Вероятно, да. Потому что очевидны причины такого диссонанса, которые не только сохранятся, но их влияние возрастет. Что имею в виду? Исторически существенный отпечаток на продолжительность жизни наложили мировые войны. Кроме того, одним из самых значимых провоцирующих факторов стала гиподинамия.

    Но все эти факторы касаются и женщин. Может, лишь роль войн тут чуть меньше. А вредные привычки, гиподинамия, сумасшедший темп жизни - он и женщин касается. Почему же слабый пол опережает сильный?

    Евгений Велиев: Это самой природой заложено: женщины более выносливы и стрессоустойчивы. Они обладают удивительной способностью приспосабливаться к любым условиям, сохраняя при этом душевное равновесие к различным внешним обстоятельствам.

    Медицина сегодня может помочь мужчинам жить и дольше, а главное - полноценно? То есть прибавить к годам полноценную жизнь.

    Евгений Велиев: Я бы остановился на второй части вопроса, то есть качестве жизни. Ныне эта задача решаема. И тут бы я выделил несколько основных проблем шестого, седьмого и восьмого десятилетия жизни мужчины. Начну с эректильной дисфункции. Самый простой путь ее решения - соответствующая медикаментозная терапия. Не биологически активные добавки, эффект которых мало известен, а именно лекарства. В частности, это группа препаратов, которые действуют на сосуды мужского достоинства.

    Так что достаточно принять нужный препарат, и все будет в полном порядке?

    Евгений Велиев: У большой части пациентов именно так. Но не у всех. И тогда используются иные методы, в частности, инъекции. Если и это не поможет, можно использовать хирургические методы. Например, имплантаты полового члена. Случаи эректильной дисфункции встречаются все чаще. По сведениям Всемирной организации здравоохранения, в мире не менее 150 миллионов мужчин страдают импотенцией. Не случайно поэтому идет постоянный поиск новых методов избавления от нее: появляются препараты с различным механизмом действия. В экспериментальных работах используются стволовые клетки. Недалек день, когда появятся имплантаты, управляемые, например, айфоном.

    И тогда проблема импотенции нам больше не грозит?

    Евгений Велиев: Во всяком случае, есть надежные пути ее решения.

    Сейчас очень распространены неравные браки: мужчины, мягко говоря, немолодые выбирают на старости лет молодую спутницу...

    Евгений Велиев: В этой ситуации мужчина обычно выступает в качестве состоятельной материальной стороны. Но он не всегда состоятелен физически. Это действительно не редкость. Я смотрю на этот факт как сугубо андрологический. И с этой точки зрения, диссонанс минимален, потому что ныне возрастные андрологические проблемы решаемы. Другое дело, что более 15 % мужчин после сорока лет страдают так называемым метаболическим синдромом. Это значит, что у них снижен уровень тестостерона - главного мужского полового гормона. Эта ситуация называется возрастным андрогинным дефицитом. Тут надо отметить, что после сорока лет уровень тестостерона снижается ежегодно на один процент. К сожалению, не все об этом знают, потому не всегда адекватно оценивают свои сексуальные возможности.

    А как сделать, чтобы мужчины об этом знали и вовремя принимали меры?

    Евгений Велиев: Если существуют проблемы с эрекцией и либидо, то надо задуматься об уровне тестостерона в крови. Если он ниже установленных рамок, то речь идет о андрогинном дефиците.

    Выходит, мужчинам обязательно нужно знать уровень своего тестостерона? Подобно тому, как мы интересуемся уровнем сахара крови?

    Евгений Велиев: Нет. Тут есть принципиальное различие. Если мужчина не испытывает сексуальных проблем, если он физически активен, ему нет нужды определять уровень общего тестостерона. Другое дело, если такие проблемы становятся насущными. Тогда надо обратиться к урологу, который назначит данное исследование, а главное, правильно интерпретирует результаты анализа. Это совершенно необходимо для выбора правильной тактики лечения, в частности назначения дозы препарата.

    В беседе с вами никак не обойти другую актуальную мужскую проблему - возрастные изменения предстательной железы. От того, что железу называют вторым сердцем мужчины, самим мужчинам от этого не легче, если с ней возникают те или иные проблемы.

    Евгений Велиев: Возрастные изменения в предстательной железе могут протекать по двум вариантам - доброкачественному и злокачественному. И то и другое весьма актуально. Аденома - то есть доброкачественная гиперплазия - в зависимости от степени выраженности процесса лечится различными методами. Большинство мужчин используют для лечения один или два препарата. Но не по своему выбору, а по назначению врача. В случае если ситуация запущена, сопровождается осложнениями, то требуется хирургическое лечение. Разное. Применяем различные типы лазеров, традиционную эндоскопическую и открытую хирургию. А вот если речь идет о раке предстательной железы, то прежде всего нужна точная диагностика. Начинается она с определения уровня ПСА (простатического специфического антигена) и мало приятного, но необходимого пальцевого ректального исследования.

    Кстати, далеко не все знают, каков нормальный уровень ПСА. Мало кто озабочен определением этого уровня.

    Евгений Велиев: "Нормальный уровень". Здесь это определение не совсем уместно. Речь должна идти о возрастных нормах. А в последние два года в мире идет полемика о целесообразности определения уровня ПСА в различных возрастных группах. Но все же ПСА остается основным и наиболее доступным методом диагностики. Что же касается лечения рака предстательной железы, то и здесь немало противоречий - от активной хирургической тактики у относительно молодых пациентов до тактики выжидательной. Прогнозы часто благоприятны. При условии правильно выбранного метода. Как активно оперирующий хирург не могу не сказать об успехах хирургии. Это прежде всего проведение операций с сохранением нервных пучков и соответственно потенции. Такие операции могут выполняться традиционным открытым способом или с помощью робота Да Винчи.

    Евгений! Вы оперируете каждый день. Понимаю, что не все операции могут быть стопроцентно успешными. Вот если неудача, вам не хочется все бросить и заняться чем-то иным?

    Евгений Велиев: Ну и вопрос! Само понятие стопроцентно гарантированной успешной хирургии неуместно. Но хирургия... Как без нее?

    Визитная карточка

    Евгений Ибадович Велиев родился в городе Ефремове Тульской области в 1964 году. Закончил военно-медицинскую академию имени Кирова в Санкт-Петербурге. Доктор медицинских наук, профессор, автор 347 научных работ по урологии. Заведует отделением урологии Московской городской клинической больницы имени Боткина. Евгений женат, отец троих детей, имеет одного внука.

    Поделиться