21.05.2014 23:20
    Поделиться

    25 мая "Россия 1" покажет телефильм Владимира Хотиненко "Бесы"

    "Бесы" - в эфире, "Бесы" - в Москве, "Бесы" - на "России 1"… С названием нового телепроекта играют, кто во что горазд, что только лишь подчеркивает его актуальность. Не зря канал "Россия 1" поставил сериал целиком в один день - четыре серии превратили в два телефильма. Они выйдут 25 мая: в 17.50 - первый фильм, затем, после перерыва на новости, в 22.00 - второй.

    Канал "Россия 1" подобным образом уже показывал в воскресном эфире и "Белую гвардию", снятую Сергеем Снежкиным по бессмертному произведению Михаила Булгакова, и первые серии "Ликвидации" Сергея Урсуляка. Так что телезрителям, желающим посмотреть фильм, придется сразу освободить от остальных дел половину выходного дня. Одна из самых ожидаемых премьер обещает стать и главным событием телесезона. По крайней мере, уж точно - самым обсуждаемым.

    Конец XIX века…. В губернском городе N происходит серия загадочных убийств. На место преступления приезжает столичный следователь Горемыкин (этого персонажа, сыгранного Сергеем Маковецким, нет у Достоевского). Поиски убийц приводят его к неожиданному выводу - в городе несколько месяцев назад был создан революционный кружок. А среди участников этого кружка находятся два молодых человека, недавно вернувшихся из Швейцарии - Николай Ставрогин (Максим Матвеев), сын одной из самых влиятельных и богатых дам города генеральши Варвары Петровны Ставрогиной (Надежда Маркина) и Петр Верховенский (Антон Шагин), сын давнего друга генеральши, профессора в отставке Степана Трофимовича Верховенского (Игорь Костолевский). Николай Ставрогин представляет собой чрезвычайно "загадочную и романическую" личность, о которой в городе ходит множество слухов. В своем расследовании Горемыкин выстраивает всю картину трагических событий, произошедших в городе за месяц до совершенных злодеяний, и выясняет, что в преступлениях замешаны многие уважаемые люди города…

    Также в фильме снимались Мария Шалаева, Владимир Зайцев, Евгений Ткачук, Мария Луговая, Александр Галибин, Борис Каморзин, Юрий Погребничко и другие.

    - Я никогда не хотел экранизировать Достоевского, - говорит, предваряя телепремьеру, кинорежиссер Владимир Хотиненко. - Если бы я не снял сериал "Достоевский", я бы не снял и "Бесов" (напомню, что сериал "Достоевский", в котором великого писателя сыграл Евгений Миронов, был одной из самых громких премьер прошлого телесезона. - Прим. С.А.). "Бесов" экранизировать невозможно! Любому, кто бы это ни делал, независимо от таланта - тем более что попытки постановки "Бесов" были. Зато всегда есть возможность некоего рассказа о романе. Вот в данном случае зрители получат именно такую форму. Мы исходили из печального, но, к сожалению, очень близкого к реальности, предположения, что мало кто читал роман "Бесы". Так что мы приняли решение делать фильм для людей, которые Достоевского не читали. Поэтому всякие буквальные литературные аллюзии даже мешали.

    Мы сделали, помимо телеверсии, трехчасовую киноверсию проекта. И мне лично она нравится, потому что в ней удалось совсем избавиться от литературных аллюзий. Но это не означает, что перед нами переделанный Достоевский. Это было моим первым условием, когда я брался за работу: мы будем делать фильм точно по роману Достоевского - никакой актуализации - переноса в наше время и прочего. Но как только мы начинаем сокращать - а сокращают все: в театре, в кино - то уже в каком-то смысле "надругиваемся" над произведением. И это касается не только Достоевского, но и Толстого, и Шекспира, и других авторов.

    Но, как мне кажется, нам удалось придумать хорошую форму рассказа с буквальными цитатами из романа Достоевского. Есть вольности, которые кому-то могут показаться чрезмерными, хотя я так не считаю. Во-первых, у нас действие начинается с конца. Роман, как известно, заканчивается тем, что находят труп студента Шатова, начинается следствие, идут допросы… В связи с этим у нас появился персонаж - следователь Горемыкин - в исполнении Сергея Маковецкого. Дело в том, что этот следователь буквально расследовал дело Нечаева. (Громкое убийство студента Иванова, также "Нечаевское дело", совершенное в 1869 году революционным кружком "Народная расправа", вдохновило Достоевского на создание романа "Бесы". - Прим. С.А.) Я уж, поверьте, изучил все записные книжки Достоевского - это все вначале было политическим памфлетом, а затем превратилось в роман. И его интересовало и дело Нечаева, и убийство студента Иванова. Это все из жизни взято и исследуется в романе. Поэтому мне кажется, что такой персонаж, как Горемыкин, чрезвычайно важен в качестве рассказчика. Через этого человека зритель погружается в историю, имея возможность выбрать то, что представляется существенно главным. То есть наш фильм - это своеобразный вечерний рассказ. Мне всегда нравились такие истории - собираются люди, появляется рассказчик, и начинает… В таком стиле сделана наша картина.

    Есть еще одна, условно говоря, вольность. У Достоевского написано, что Ставрогин испробовал все в этой жизни. И до всего во всем доходил до конца. И я в записках писателя нашел замечательный разговор, когда Ставрогин говорит Шатову: "Мы, очевидно, существа переходные, и существование наше на земле есть безвременное существование куколки, переходящей в бабочку…" И дальше эта тема развивается. Тема бабочки замечательна и в "Братьях Карамазовых". Тема мотылька есть и в "Преступлении и наказании". Поэтому я наделил Ставрогина последним увлечением - энтомологией. Поскольку во всем Ставрогин доходил до края, он изучает бабочек под микроскопом и доходит до конца изучения этой невероятной красоты. Достоевский словами Ставрогина так и говорит об этом - что Господь наделил это существо невероятной красотой. Так что, по моему глубочайшему убеждению (я сам энтомологией увлекался и за это и Набокова, прежде всего, полюбил), это - фантастический мир, в который окунулись и мы - авторы картины, и, надеюсь, погрузится и зритель. Бабочки появляются уже на титрах фильма, и это - эпиграф того, о чем будет рассказано. Потому что я считаю главной трагедией современного мира - то, что он дошел до этого самого края…. Как у Ставрогина - разрушение красоты.

    Антон Шагин: "Я хотел избавиться от собственных бесов"

    Одну из главных ролей в фильме "Бесы" - а именно Петра Верховенского - сыграл актер Антон Шагин. Обозреватель "РГ", посмотрев первые две части картины, выделила эту работу как одну из лучших и задала несколько вопросов артисту.

    Играли ли вы раньше Достоевского?

    Антон Шагин: Это вторая работа. Первая - в 2012 году в Александринском театре, в Санкт-Петербурге вышел спектакль Валерия Фокина "Литургия  ZERO" по роману Федора Михайловича Достоевского "Игрок". Я играю Алексея Ивановича. Утром в шесть утра сажусь на "Сапсан" два раза в месяц, а вечером ночным поездом возвращаюсь обратно. Так что одним днем два раза в месяц посещаю Санкт-Петербург и играю спектакль.

    В романе "Бесы", как я его понимаю, речь идет о тех бесах, которые вселяются в людей. В вашем персонаже это четко видно. Вы, когда работали над ролью, думали о чем?

    Антон Шагин: Я думал сыграть эту роль, чтобы избавиться от своих собственных бесов, которые, конечно, есть в каждом, и во мне они тоже существуют.

    Вы смотрели какие-то российские и зарубежные экранизации Достоевского?

    Антон Шагин: Нет. Специально не смотрел никаких экранизаций. Я читал роман и все, что есть вокруг. Все материалы: нечаевские дела, письма Достоевского того периода, записные книжки. То есть готовился, если можно так сказать, более литературно.

    Вы, когда роман читали, видели себя в роли Верховенского или какого-то другого персонажа?

    Антон Шагин: Именно в роли Верховенского! Я мечтал его сыграть, и мне повезло. Это - мой антипод. Он представляет собой такой тип людей, которых я не приемлю. Мне всегда интересно играть то, что я не играл. И мне было интересно, смогу ли я в себе найти скрытые ресурсы, чтобы такую роль "вытащить" и исполнить.

    Но вы там сами, как бес, - на таком накале играете. И не вы один - там все играют на острие страстей. Это соответствует Достоевскому - страсти наизнанку?

    Антон Шагин:  Не то что наизнанку, но этого автора нельзя играть с температурой 36 и 6. Его надо начинать играть уже с 38, условно говоря, и выше. Это же не бытовой автор. Не документалист, который запечатлел время. Мой любимый писатель - это Достоевский, если говорить про XIX век. Если говорить про XX, то это - Андрей Платонов.

    А Чехов? Вот вы играете Лопахина в театре "Ленком", в "Вишневом саде"…

    Антон Шагин:  Я люблю Чехова. Он - самобытный, гениальный… Но Федор Михайлович все равно мне ближе, чем остальные. Потому что он верит в человека. Я не понимаю, когда люди начинают говорить "достоевщина", "бесовщина" и так далее. Мне кажется, Достоевский - один из немногих русских писателей, который по-настоящему верит в Россию, в человека и дает ему до последнего возможность проявиться и стать лучше. И только через победу над самим собой.

    Мне вы в роли Верховенского чем-то напоминаете Кристофа Вальца в фильме "Бесславные ублюдки" - в том смысле, что получился обаятельный мерзавец.

    Антон Шагин: Нам не хотелось делать роль напрямую, мол, вот он злец-злец. Это было бы однообразно и скучно. Мы хотели показать Верховенского с разных сторон. Он может быть и обаятельным - перевести бабушку через дорогу, а через 10 минут станет стрелять человеку в лоб. У него все это близко. Он на ночь в детстве крестил подушечку, а вырос и людей убивает.

    В вашем персонаже поражает полное отсутствие чувства собственного достоинства.

    Антон Шагин: Верховенский - это ртуть.  Его невозможно "собрать". В каждой сцене, в каждом кадре мы старались делать его по-разному. Насколько получилось - судить зрителю. Но то, что я пытался сыграть - неуловимый персонаж, про которого невозможно сказать, какой он. Это была бы лучшая похвала. Злой? Да! Добрый? Какой? Это все - клише, которые висят на нем. И это - объемный персонаж. Он может и добрый поступок совершить, ведь Верховенский идет к губернатору и за студента Шатова по-настоящему просит.

    Понятно, что в каждом человеке есть и добро и зло. Но Верховенский ведь несет больше зла. Нельзя ведь все его плохие поступки и интриги оправдать его же добрыми делами.

    Антон Шагин: Его очень сложно оправдать, потому что - вы правы - он - воплощение бесстыдства, отсутствия чувства меры, совести и прочее. Абсолютное животное! Вот то, что режиссер придумал, - эпизод, когда они со Ставрогиным, словно превращаются в свиней - начинают играть в них, - лишь показывает, что такие люди - настоящий человеческий скот. Такие будут идти к своей цели до последнего, невзирая ни на какие законы, ни на какие ценности и прочее. Этот человек - разрушитель!

    В ожидании фильма "Бесы" уже все говорят о том, почему он сегодня актуален. Почему сегодня современен Верховенский? Почему его сегодня нужно вспомнить и показать?

    Антон Шагин: Вы же видите, что сегодня происходит в нашей стране, в соседних странах... И такие люди есть, к сожалению, и в наше время. Они "пудрят мозги" тем, кто не имеет своего личного мнения. Такие, как Верховенский, как флюгер: куда ветер подует - туда они и поворачивают. Такие всегда появлялись, и всегда будут. Наша задача напомнить, что они есть, и что они опасны - доверять и верить им нельзя. Человек думающий должен быть способен распознать эту фальшь и страшную игру. Верховенский же - паук: он на обманах, на лжи сплетает свою паутину. Про это необходимо помнить, держать ухо востро и не подаваться на такую "замануху", мол, сейчас мы изменим мир! Мир меняют по-другому. Вот наш президент без пролития единой капли крови возвращает полуостров. Никто никогда и в других странах за всю историю не присоединял землю без кровопролития.. А он в XXI веке - без единого выстрела…

    Поделиться