17.05.2014 16:10
    Поделиться

    Премьера фильма "Пленница" Атома Эгояна в Каннах ознаменовалась провалом

    Прославленная верность Каннского фестиваля своим ветеранам-фаворитам благородна, но часто играет с ним злую шутку: фаворит на каком-то этапе может оказаться несостоятельным.

    Это и произошло с Атомом Эгояном, завсегдатаем Канна и  его многократным лауреатом. Его "Пленницу", которой многие заранее отводили почетное место в иерархии фестивальных ценностей, в пресс-зале проводили дружным "буканьем". Эгоян - бесспорный мастер, но здесь мастерство дошло до той степени самолюбования, которая способна убить в кадре любую жизнь.

    Автора детективной истории (Эгоян же это все и придумал) интересовали две темы: похищение детей и всепроникающая система слежки, опутавшая человечество. Девятилетнюю Кассандру выкрадывают из машины, когда отец (обросший щетиной Райан Рейнольдс) зашел в придорожный магазинчик купить для нее сластей. Все дальнейшее - растянувшиеся на восемь лет поиски похищенной девочки и поединок с педофилом-меломаном, которого зрители, в отличие от героев, с самого начала знают в лицо: у него пришибленный вид хичкоковского маньяка, пришептывающий говор классического безумца и собачье имя Мика (в этой роли Кевин Дюран из "Людей Икс"). Девочка в плену не только растет физически, но и увлекается искусством - растет над собой. Отношения между ними теперь напоминают игру в кошки-мышки: уже неизвестно, кто кем играет и кто кем кукловодит. В расследование включились детективы Николь (строгая, но чувственная Розарио Доусон) и Джефф (никакой Скотт Спидман), которые по ходу дела, разумеется, полюбят друг друга.

    Как всегда у Эгояна, хронологически события перепутаны, много флэшбеков, отчего происшествие становится как бы прозрачным, а на самом деле запутанным до нелепости. Мастер козыряет своим мастерством, педалируя метафоричность едва ли не каждого кадра. Снято в канадском Ниагара-Фоллс суровой зимой, ледяная белизна которой должна подчеркнуть холод, нарастающий в отношениях между безутешными супругами, и тему одиночества в разреженном человеческом пространстве. Единственное, что объединяет персонажей в некий онемевший теневой театр - это рассованные повсеместно мониторы, через которые все наблюдают за всеми. Этим "кино в кино" режиссер так увлечен, что теряет логическую нить рассказа, и следить за весьма абсурдным переплетением событий становится неинтересно. Более того, нарочитая демонстрация перфекционизма с опорой на современные технологии выглядит архаичной, и это прежде всего архаика режиссерского сознания. Как ни странно это звучит по отношению к одному из наиболее успешных мировых режиссеров.

    Снимая триллер, Эгоян не отказывает себе в удовольствии продемонстрировать мастерство и в сцене автомобильной погони - с монструозным преследованием, как у Спилберга в "Дуэли", с буксовкой в снегах и лихими разворотами на месте. Попутно режиссер так виртуозно жонглирует временными пластами, что напоминает уже циркового престидижитатора, где в основе шоу - ловкое надувательство. Фильм выглядит формальным экзерсисом и ни о каких обещанных реальных проблемах уже не помнит.

    Таким образом, 67-й Каннский фестиваль своей драматургией пока подтверждает мой прогноз: сначала цепь громких скандалов-провалов ("Принцесса Монако", "Пленница"), разбавленная вполне качественным по уровню, но не рассчитанным на главные призы кино ("Тимбукту", "Тернер", "Зимняя спячка"), и затем по идее должен начаться стремительный взлет, который закончится апофеозом. Посмотрим - увидим.

    Поделиться