16.05.2014 16:48
    Поделиться

    Фестиваль "Очи черные" открыл итальянцам новые имена в русской культуре

    В Монтекатини Терме закончился фестиваль российско-итальянской культуры "Очи черные". Необычный, длившийся почти неделю, он на порядок расширил итальянское представление о русской культуре, добавив к традиционному Dostoevski-Chaikovski прежде неведомые итальянцам имена.

    Идея фестиваля витала в воздухе: в Монтекатини Терме на инерции конца восьмидесятых Никита Михалков снял фильм "Очи черные" по рассказам Чехова с Марчелло Мастроянни и Еленой Сафоновой в главных ролях. Ректор Ипполитовки, скрипач и художественный шеф Московского молодежного камерного оркестра Валерий Ворона почти случайно проникся гением места и вместе с итальянскими коллегами попробовал в прошлом году устроить фестиваль. В этом, при поддержке Форума-диалога "Россия-Италия", фонда "Русское исполнительское искусство", мэрии Монтекатини Терме и многих других заинтересованных попробовал еще раз, и стало очевидно, что этот праздник нужен решительно всем.

    Например, русским артистам, собиравшим аншлаги, овации и пригоршню удивлений от далеко не наивной, в общем-то, публики. Или итальянским отцам города Монтекатини Терме во главе с похожим на Дон Кихота мэром Джузеппе Беланди. Фестиваль нужен талантливым российским и итальянским детям, для которых предусмотрены мастер-классы и отдельный сводный концерт. И, наконец, он нужен публике, с которой на фестивале случались метаморфозы.

    Тяжелую артиллерию академической музыки представлял мэтр русской скрипичной школы Виктор Третьяков с Натальей Лихопой - виртуозность звезд задала масштаб событию. Универсалами, способными погружать в глубины классики и быть естественными в современном репертуаре, показали себя виолончелист Борислав Струлев и баритон Дмитрий Риберо. По слухам, соорганизатор фестиваля, итальянский оргкомитет "Королевское лето", не очень-то хотели видеть русский джаз - "у нас много своего". Но в итоге вечер с русским джазом стал одним из самых громких, и вот почему. В первом отделении на сцену вышел вокальный ансамбль "Бабье лето" с джаз-оркестром и Валерием Гроховским за роялем. Фрагменты из "Времен года" Чайковского, народные мелодии и песни обрядились в джаз как в павловский платок. Разложенная в полифонию и наращенная джазовыми синкопами простая мелодия прорывалась в новое пространство, попутно зажигая зал. Вот что интересно: чадолюбивые итальянцы привели на концерт в театр Верди два класса буйных подростков лет 12. Так вот весь этот отряд позабыл друг про друга и про айпады, замерев на "Не во горенке свеча горит".

    Ноту светского оперного шика для взрослых внесла Мария Максакова, балансирующая между академичным пением и русскими романсами. Но базой, цементом и главной опорой фестиваля стал Московский молодежный камерный оркестр с дирижером-трудоголиком Сергеем Михеевым. В самых ответственных случаях его заменял за  дирижерским пультом опытный мэтр и худрук оркестра Валерий Ворона, тот самый локомотив фестиваля. Что важно, молодежный оркестр играл каждый вечер новую программу с разбросом от Чайковского и Массне до Иоганна Штрауса и Гершвина, а такую роскошь может позволить себе не всякий взрослый оркестр. Сказать, что они несли просветительскую функцию - высокопарно, и итальянцы, конечно, не научились выговаривать фамилию "Khatchaturian", но знаменитый вальс к лермонтовскому "Маскараду" стал для них большим открытием.

    Вообще публика у фестиваля смешанная - итальянцы, русская диаспора, приехавшие на местные воды европейские туристы. С первых же концертов они исправно заполняли залы Терме Теттуччо, камерный Регина, где не хватало мест, театр Верди, а с середины фестиваля наслушавшийся концертов мэр дал "Очам черным" карт-бланш, объявив оставшиеся концерты бесплатными. А вопреки тревожной новостной ленте фестиваль почтили вниманием не только граф Петр Петрович Шереметьев и наследник-полный тезка поэта Михаил Лермонтов, чей 200-летний юбилей стал важной темой фестиваля, но и представители принца Монако Альбера II и принц Карл Вильгельм фон Пройссен. Когда его светлость Карл Вильгельм аплодировал "Дню победы", неизбежному на концерте 9 мая, стало окончательно ясно, что "Очи черные" - событие гораздо больше, чем светское.

    Поделиться