11.05.2014 16:10
    Поделиться

    По России в честь присоединения Крыма проедет живая статуя

    В Ростове-на-Дону в честь присоединения Крыма и Севастополя к России стартовал необычный тур: балетмейстер и мастер пантомимы Игорь Арончик намерен проехать от Ростова до Владивостока. При этом он будет выступать на улицах и площадях в образе живой статуи, пробудившейся от долгого сна. Игорь изображает статую Рембрандта - величайшего художника эпохи Ренессанса, что должно символизировать возрождение вернувшихся в Россию территорий.

    Специальная одежда и тщательно подобранный серый грим, застывшее выражение лица, закрытые глаза, завораживающая неподвижность, и вдруг - плавные, неуловимо медленные движения под музыку - точно оживает высеченная из камня фигура! Прохожие останавливаются, не веря своим глазам.

    - Смотри! Статуя шевелится! - слышится из толпы.

    - Это робот, что ли? - Он на звук реагирует?

    - А может, он живой?

    - Интересно, кто это?

    "Статуя" хранит молчание.

    Мим

    Крымчанин Игорь Арончик в молодости работал в театрах и ансамблях Харькова, Киева и Кубани, а после травмы занялся педагогической деятельностью. Впервые в мире он создал бальные студии в детских садах.

    - У меня шестилетние дети танцевали танцы народов СССР так, что им завидовали профессионалы, - рассказывает Игорь.

    Кроме того, Игорь Арончик был хореографом сборной по спортивной гимнастики и вел единственный в СССР военный ансамбль танца. Впереди маячила неплохая карьера, однако после распада СССР, стало ясно, что на Родине танцы никому не нужны, и Игорь эмигрировал. Он создал проект ансамбля танца израильской армии, который в итоге реализовали без него. В Канаде Игорь разработал программу Академии танцев 21 века, но, так и не дождавшись одобрения парламента, уехал в Голландию.

    А в Амстердаме случилось несчастье. То самое, без которого, возможно, не было бы и счастья. Балетмейстера обокрали. Без гроша в кармане Игорь пытался найти хоть какую-нибудь работу. И однажды голодный отчаявшийся имигрант вышел к площади, на которой работал мим.

    - Он просто стоял и ничего не делал. Только менял положение рук и тихонько посвистывал, если кто-то кидал деньги, - вспоминает Игорь. - А ведь я в молодости тоже увлекался пантомимой и даже подрабатывал мимом на пол-ставки. Ну и подумал, что смогу выступить не хуже.

    Игорь предложил амстердамскому миму поработать вместе. Тот только пожал плечами: пробуй.

    Своей первый образ Игорь создал из своего черного пальто, шляпы и повязанного особым образом красного кашне. Позаимствованным у коллеги-мима плохоньким гримом он набелил лицо. Попросил у прогуливающихся девушек помаду и ярко, по-клоунски нарисовал рот. Началось выступление…

    - Мы заработали столько, что мой напарник был в шоке: он никогда не видел так много денег сразу, - улыбается Игорь. - А я поел впервые за четыре дня.

    Образ нового мима оказался настолько популярен, что Игорь стал законодателем моды. Амстердамские щеголи ходили по улицам в черных пальто и шляпах, а сверху по-арончиковски повязывали красные кашне.

    Но, не удовлетворившись успехом, Игорь принялся искать новый образ. Хотелось удивить публику чем-то особенным, и он решил стать... живой скульптурой. Выбор пал на статую Рембрандта, установленную у входа в центральный музей голландской столицы.

    Рембрандт

    - Позже жители Амстердама часто спрашивали меня, где я нашел такой чудесный образ, - рассказывает Игорь. - Я отвечал: "В вашем городе". Они не верили. Как оказалось, голландцы просто не замечали памятник Рембранту. Эта статуя установлена в нише колонны над аркой, где постоянно снуют пешеходы и велосипедисты. Люди там вечно куда-то спешат, суетятся. У них нет ни времени, ни желания поднять голову и посмотреть наверх.

    Игорю потребовалось немало времени, чтобы пошить костюм, имитирующий камень, и получить такой же серый грим. Зато появившаяся на площади Амстердама живая статуя Рембрандта произвела фурор.

    - Меня начали приглашать на частные выступления, выставки, симозиумы, в кино и на телевидение, - говорит Игорь. - Мастера из академии художеств писали с меня портреты. Музей Амстердама заключил со мной контракт, чтобы я работал у них. А главное - публика была в восторге. Правда, быстро нашлись подражатели, которые только портили созданный мной образ. Пришлось его запатентовать. Я даже подавал в суд.

    К своему образу Игорь до сих пор относится очень ревностно. Что и неудивительно, ведь он "оживляет" статую Рембрандта уже около 20 лет и все это время оттачивает мастерство скульптурной пантомимы. Используя упражнения из хореографии, пластики и у-шу Игорь перед зеркалом разработал наиболее эффектные позы и нехарактерные для обычного живого человека движения, создающие иллюзию живой статуи. Кроме того, Игорь научился выступать с закрытыми глазами. Так труднее сохранять координацию движений, зато усиливается внешнее сходство с каменной скульптурой.

    Для своих выступлений Игорь специально смастерил тумбу-постамент, которая входит в любой автобус, трамвай, поезд и метро. С этой тумбой "статуя Рембранта" объездила всю Европу.

    Человек-механизм

    - Помню свой первый выезд в Копенгаген, - продолжает свой рассказ Игорь. - Я как обычно работаю на площади с закрытыми глазами и почему-то не слышу реакции от прохожих. Как будто рядом никого нет. Ну, думаю, значит, датчанам моя статуя не интересна. Заканчиваю выступление, спускаюсь с тумбы и... глохну от оваций. Открываю глаза: а вся площадь забита народом! Тысячи три зрителей, все это время смотрели, затаив дыхание. Вокруг тумбы - вино, пиво, бутерброды. Горшочек для денег набит кронам так, что не поднять. А сколько визиток и приглашений мне тогда накидали!

    День королевской семьи в Копенгагене, футбольный чемпионат Европы в Брюсселе, дворянское собрание в Эдинбурге, годовщина Стокгольма и Домского собора в Кельне - это лишь немногие мероприятия, на которых приглашали Игоря.

    На съезде Европарламента делегаты при виде "ожившей" скульптуры решили, это специально изготовленный механизм. А на торжественном приеме бундеспрезидента Германии Херцога, Игорь невольно напугал его супругу:

    - По замыслу организаторов, я должен был вручить фрау Херцог подарок - альбом с репродукциями Рембрандта, творчество которого она очень любила. Когда президент с супругой проходили мимо, мне шепнули кодовое слово. Я "ожил", протянул подарок, а его никто не берет. Я приоткрываю глаза и вижу, как фрау Херцог в ужасе пятится от меня. Делаю шаг к ней, снова протягиваю альбом. Она отступает. Ей пытаются объяснить, что я - живой человек, но безуспешно. Потом фрау Херцог все-таки передали альбом, и она попросила у меня автограф.

    А на День Бастилии Игорь сам чуть не оконфузился. Пять часов подряд ему пришлось фотографироваться с парижанами, и очередь не убывала. Но статуя-то была живой.

    - Мне жутко хотелось в туалет, но французского я не знал, и ничего не мог объяснить. А когда очередь, наконец, поняла, в чем дело, знаете как она отреагировала? Стоявшие сзади попросили за ними не занимать. Отпускать меня никто не собирался, и я еле дотерпел до конца фотосессии, - смеется Игорь.

    Его часто приглашали на свои вечера европейские миллионеры, и Игоря всегда поражало их отношение к артистам. В отличие от украинских и российских спесивых нуворишей и "звезд", богатые европейцы общаются с людьми искусства уважительно и на равных. Впрочем, уважение к труду артиста ощущалось не только в высшем обществе, но и на улице.

    - Как-то пьяный бомж высыпал мне в коробку свои деньги, - вспоминает Игорь. - В другой раз подошел наркоман и попросил в долг. Я разрешил ему взять сколько надо, лишь бы отвязаться. Каково же было мое удивление, когда на следующий день наркоман все вернул. А однажды я выступал в Гамбурге на парусной регате, и вокруг меня сновали нищие детишки - шустрые черненькие албанцы. Я уже смирился с тем, что останусь без гонорара. Но вскоре выяснилось, что дети собирали в толпе зрителей деньги, чтобы высыпать их мне.

    Где бы не появлялась "оживающая" статуя Рембрандта, она неизменно вызывала ажиотаж. Иногда на восторженные крики толпы даже сбегалась полиция. А работавшие поблизости мимы и "статуи"-подражатели освобождали Игорю пространство, даже не пытаясь конкурировать с мастером.

    Обеспечив себе безбедную старость, Игорь решил уйти на покой и вернулся в Крым. Однако присоединение полуострова к России вдохновило его на новую работу.

    Игорь решил осуществить свой последний проект уже не ради денег, а просто "для людей". Накануне Девятого мая микроавтобус человека-памятника, украшенный флагами России, Севастополя, Черноморского флота и георгиевскими ленточками, въехал в Ростов. И после майских уличных выступлений на Дону живая статуя Рембрандта отправится в дальнейший путь.

    Кстати

    Игорь Арончик не прочь передать свой опыт ученикам. Но даже крепкие тренированные спортсмены, пытавшиеся освоить его мастерство, не могли выполнить упражнения, которыми человек-статуя поддерживает себя в форме. Все-таки длительная неподвижность, как и замедленные движения "оживающей" скульптуры требует чрезвычайного напряжения мышц.

    Проблему с гримом Игорь Арончик тоже решил не сразу. Он долго не мог найти серого, с "каменным" оттенком цвета. Сначалу Игорь изготавливал грим сам. Потом знакомые помогли оформить заказ  на немецкой фабрике. С тех пор впервые в мире начался выпуск серого театрального грима.

    Поделиться