07.05.2014 23:23
    Поделиться

    В 2014 году в акции "Георгиевская ленточка" приняли участие 75 стран

    Акция "Георгиевская ленточка" не только расширяет свою географию - в этом году в ней приняли участие 75 стран - но и обрастает новыми смыслами.

    Если составить из всех выпущенных за девять лет Георгиевских ленточек одну, то она бы опоясала земной шар. А столичную ленточку-2014 можно протянуть между Москвой и Берлином.

    Производством ленточек занимается около десятка крупных фабрик. Одна из них - в Орехово-Зуеве - выпустила в этом году 500 оранжево-черных километров. Всего же, по словам Андрея Поплавского, начальника отдела компании, отечественными текстильщиками в 2014 году изготовлено около 10 миллионов ленточек.

    Свою автомобильную антенну, дамскую сумочку или лацкан пиджака ленточки найдут не только в России. "Вы можете получить ленточку в 75 посольствах и генконсульствах Российской Федерации в разных странах, - сообщила директор "Студенческой общины", одного из организаторов акции, Олеся Волченкова во время старта акции. - И это только официально. Есть еще коллеги, которые самостоятельно распространяют ленточки в разных странах".

    Пропуском в сообщество официальных партнеров акции являются соблюдение кодекса, соответствие выпускаемых ленточек эталону и бесплатные ленточки для организаторов (кроме "Студенческой общины", это МИА "Россия сегодня"). Притом фабрики могут сами решать, сколько именно.

    Сам производственный процесс весьма прозаичен: обрезка, покраска, сушка, снова обрезка, фасовка. Но на выходе небольшой кусочек ткани становится большим символом и за 10 лет оброс дополнительными смыслами.

    Например, Андрей Поплавский вспоминает, как орехово-зуевская Георгиевская ленточка стала участницей событий в Эстонии в 2007 году. Накануне Дня Победы разразился скандал вокруг Бронзового солдата. Тогда она стала символом защитников памятника, а вместе с тем символом борьбы за память о героях Второй мировой. Представительство одной из московских газет в Эстонии решило поддержать защитников, заказав ленточки на подмосковной фабрике.

    Но через границу их не пускали: "Я переписывался с газетой, - рассказывает Андрей. - И мы решили через чьих-то знакомых отправить ленточки в более спокойную Латвию. И уже оттуда почти что контрабандой в ночи ввозили в Эстонию. Этой же ночью работницы типографии вкладывали ленточки в каждую газету. Такая партизанская вышла акция".

    Мы отправили ленточки в более спокойную Латвию и уже оттуда почти что контрабандой ввозили в Эстонию

    "Ликвидация такого памятника была сродни поражению в той войне, - говорит издатель и главный редактор газеты "Комсомольская правда" - Балтия" Игорь Тетерин. - Случайно совпало, что эти события происходили накануне Дня Победы. И Георгиевская ленточка, став символом защитников памятника, приобрела дополнительный смысл. Она стала расцениваться официальными властями как признак нелояльности к Эстонии. Принимались меры, чтобы ограничить ее распространение. Я помню, как мне доставался десяток ленточек, и у меня очередь выстраивалась, чтобы получить такой дефицит. Но глупость не может быть бесконечной: сейчас преград для Георгиевской ленточки в Эстонии нет".

    Эстафету "глупости" подобрали проевропейски настроенные украинцы, наградив Георгиевскую ленточку новым смыслом. Там оранжево-черные цвета стали символом борьбы с Украинской повстанческой армией во время войны. Ленточки стали появляться на площадях Донецка, Харькова. А продвинутые украинские "креаторы" их носителей назвали "колорадами" - колорадскими жуками.

    Обидное прозвище приобрело особый цинизм, когда некоторые фашиствующие хлопцы окрестили трагедию в Одессе - "травлей насекомых-вредителей".

    "Акция "Георгиевская ленточка" - некоммерческая и неполитическая" - гласит первый пункт кодекса. Второй - "Цель акции - создание символа праздника - Дня Победы". И дальше еще восемь пунктов. На протяжении всех лет существования акции свод этих правил на бумаге не менялся. Но в сознании людей смысл акции и самой Георгиевской ленточки стал богаче. Ведь 10 лет назад она создавалась как символ, способный защитить нашу историю. А сегодня стала символом, призванным защитить наше будущее.

    Справка "РГ"

    Датой рождения Георгиевской ленты является 1769 год: указом императрицы Екатерины II тогда был учрежден орден Святого Георгия - высшая военная награда Российской империи. К нему и полагалась двуцветная лента. Орден просуществовал до 1917 года, когда был упразднен советской властью. Но в 1943 году оранжево-черные цвета снова стали наградными - их использовали на колодке ордена Славы. А в 1945-м - при оформлении медали "За победу над Германией". Лента лишь поменяла название - с Георгиевской на Гвардейскую, найдя себе место также на знаменах гвардейских объединений, соединений и частей. Уже в современной российской истории, в 2000 году, орден Святого Георгия был восстановлен в качестве военной награды. А в 2005 году силами РИА "Новости" и "Студенческой общины" была запущена акция "Георгиевская ленточка" в том виде, в котором сейчас ее знают все.

    Поделиться