06.05.2014 12:09
    Поделиться

    В Арктической зоне России внедрят новые экологические нормативы

    Минприроды РФ готовится радикально изменить систему нормирования экологического ущерба по отношению к крупным предприятиям. Власти намерены ввести принцип наилучших доступных технологий (НДТ), благодаря которому заводы и комбинаты будут не просто платить бюджету за выбросы, а вкладывать эти средства в модернизацию производства. Ученые настаивают, что российская Арктика должна стать первым регионом, где внедрят это новшество.

    Что такое НДТ?

    Сегодняшняя система норм загрязнения окружающей среды промышленными выбросами действует на основе предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе и воде. Эти нормы установлены более чем для 2000 загрязняющих веществ. Власти считают, что система ПДК имеет целый ряд существенных изъянов. Она предъявляет промышленности очень жесткие требования, но при этом субъективное решение чиновника позволяет устанавливать любой лимит, отмечает полпред президента в ДФО, бывший министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев. В итоге очень многие крупные предприятия десятилетиями превышают установленные нормативы и не имеют никаких стимулов модернизировать свое оборудование и технологии.

    По мнению Юрия Трутнева, система НДТ позволит решить эту проблему. Под НДТ подразумеваются новые технологии, уже введенные на одном или нескольких предприятиях и зарекомендовавшие свою эффективность на практике. Для каждой технологии разработаны показатели выбросов, сбросов, потребления воды и энергии в расчете на единицу произведенной продукции. Принцип оценки достаточно прост: чем меньше выбросов и чем лучше качество продукции, тем совершеннее технология.

    - С 2014 года мы предлагаем запретить проектирование новых объектов, не соответствующих принципам наилучших существующих доступных технологий, - подчеркнул Трутнев. - С 2016 года - установить запрет на ввод в эксплуатацию новых предприятий, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех, которые проектировались до изменения законодательства. И, наконец, только с 2020 года вводимые административные ограничения будут касаться существующих предприятий.

    Минрегион намерен разделить предприятия на группы по степени воздействия на окружающую среду. Примерно 700 тысяч компаний, которые воздействуют на окружающую среду незначительно, получат предложение перейти на декларирование уровня выбросов. Для еще 290 тысяч предприятий, умеренно загрязняющих природу, будут установлены нормативы по факту сбросов и выбросов - при условии, что предприятия создадут программы их снижения. Этот снимет многие административные барьеры и уменьшит количество бумажной работы для представителей бизнеса. Для остальных 11,5 тысяч предприятий, ответственных за 99 процентов выбросов, будет действовать принцип НДТ. Компаниям, которые будут их внедрять, плата за выбросы может быть полностью зачтена в счет затрат на модернизацию. После внедрения новых технологий эта плата взиматься не будет вовсе - если, конечно, соблюдаются технологические нормативы.

    Экологический каркас

    Критерии оценки технологий содержатся в ГОСТе "Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации", который был утвержден еще в 2010 году. Специалисты Российской академии наук считают, что эту методологию следует внедрить в первую очередь в Арктической зоне, так как ее природа наиболее хрупка. Ученые отмечают, что законодательство в этой сфере нужно серьезно корректировать. По их мнению, нужен способ экономически оценивать не только ущерб наносимый экологии, но и определять цену ей самой, причем учитывать и "духовно-эстетическую функцию" природы. Это позволит полнее учитывать ее ценность как национальное богатство страны и как экономический актив при международных взаиморасчетах, более адекватно рассчитывать компенсации экологического ущерба и выбирать наиболее щадящие варианты территориального планирования при строительстве.

    Еще одно предложение ученых касается создания единой сети взаимосвязанных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Арктической зоне. Они станут северным экологическим "каркасом", который позволит сохранять биологическое разнообразие в Арктике даже тогда, когда там начнут строиться десятки новых предприятий, дорог и поселков. Примером такого "каркаса" может служить сеть ООПТ, разработанная Институтом экономики Уральского отделения РАН для Европейского Севера России, которая стала основой международного проекта "Сеть особо охраняемых природных территорий Баренцева Евро-Арктического региона" (BPAN).

    Паспорт для реки

    В работе по сохранению арктической природы крайне важно международное сотрудничество. В модернизации производства заинтересованы не только владельцы компаний, но и сопредельные страны, опасающиеся трансграничного переноса промышленных выбросов. С этим особенно часто сталкивается Мурманская область, которая граничит с Норвегией и Финляндией. Всего лишь в нескольких десятках километров от российско-норвежской границы находится крупный металлургический комбинат, и его соседство весьма волнует норвежских экологов. Представители промышленных кругов отмечают, что Норвегия не всегда отдавала должное усилиям российской стороны по улучшению экологической обстановки в заполярном приграничье. Россия терпеливо и аргументированно объясняла, что копившиеся десятилетиями проблемы невозможно устранить сразу, но сегодня Норвегия несколько снизила интерес к продолжению этого диалога.

    Впрочем, эксперты надеются, что это временное явление, так как у обеих стран очень много совместных экологических проектов. Например, совсем недавно российская сторона выступила с инициативой создания общего экологического паспорта реки Паз и озера Инари. Как известно, река Паз и озеро Инари - трехграничные водоемы, ответственность за которые лежит на Финляндии, России и Норвегии. На ближайшие два года это одна из главных задач рабочей группы по окружающей среде Совета Баренцева Евро-Арктического региона.

    Кстати

    За 2013 год Норвегия потратила на экологические инициативы в России 28 миллионов норвежских крон, или 3,4 миллиона евро. Эти деньги расходовались главным образом на утилизацию радиоактивных отходов, которые скопились на береговых хранилищах в Мурманской области. Речь идет о базах в Сайда-губе и губе Андреева на побережье Кольского залива, где хранятся реакторные отсеки атомных подводных лодок. На то, чтобы привести эти хранилища в порядок, весьма значительные суммы выделяли Италия, США, Швеция и ряд других стран. В их числе была и Норвегия, которая за последние 20 лет предоставила около 200 миллионов евро - главным образом на удаление радиоизотопных источников с маяков, утилизацию атомных подводных лодок, физическую защиту зон с радиоактивными материалами и безопасное хранения твердых и жидких радиоактивных отходов, оставшихся со времен СССР. Исполняющая обязанности губернатора Мурманской области Марина Ковтун планирует встретиться 16 мая с губернатором Финмарка Гуннаром Хеннеем и подписать соглашение о реализации проектов на 2014 год. По словам Гуннара Хеннея, внимание теперь сосредоточено на Андреевой губе, где тысячи тепловыделяющих элементов с подводных лодок времен холодной войны хранятся в обветшавших укрытиях. Норвегия предполагает реализовать в 2014 году 4 проекта, направленные на то, чтобы обеспечить возможность вывоза из Андреевой губы отработавшего ядерного топлива.

    Прямая речь

    Вадим Краснопольский, координатор проектов Мурманского регионального отделения Всемирного Фонда дикой природы:

    - Прошлый год показал, что одна из наиболее острых проблем охраны природы в Заполярье - это летние пожары в тундре. Будущим летом ситуация может повториться. Дело не только в возгораниях. В регионе есть предприятия, которые должны тушить лесные пожары, но во многих случаях их работа очень затягивается. Это может быть связано с несовершенством законодательства. Очень сложно бывает определить, кто владеет территорией, где возник пожар. Например, в Печенгском районе загорелась тундра, а тушить ее оказалось некому. Еще одна причина возгораний - неконтролируемый туризм. Некоторые люди, находясь в лесу или в тундре, бросают окурки куда попало, не задумываясь о том, что они могут стать причиной лесного или тундрового пожара. Таких безалаберных полно. С другой стороны, есть и те, кто готовы ехать тушить лесные пожары бесплатно.

    Поделиться