06.05.2014 16:42
    Поделиться

    Байопик "Принцесса Монако" смонтирован в двух версиях

    Вокруг "Принцессы Монако" разгорается первый каннский скандал
    67-й Каннский фестиваль открылся внеконкурсным фильмом "Принцесса Монако" - байопиком о кинозвезде Грейс Келли, ставшей первой леди и доброй феей княжества. После долгого кастинга на эту роль выбрана Николь Кидман, принца Ренье III играет Тим Рот.

    Дети реальной Грейс Келли - принц Альберт и его сестры Стефани и Кэролайн - назвали картину Оливье Даана фарсом и вопреки семейной традиции отказались присутствовать на церемонии открытия фестиваля, обеспечив Канну-2014 его первый громкий скандал.

    Как известно, Грейс Келли и принц Ренье III встретились в дни Каннского фестиваля 1956 года. Вскоре актриса решается пожертвовать звездной карьерой и выходит за него замуж, бракосочетание нарекли свадьбой века. Келли стала живой легендой, жители Монте-Карло ее боготворили, но и жертва ее была болезненной: круто меняла свою судьбу суперзвезда в зените славы, работавшая с крупнейшими режиссерами Голливуда и успевшая получить "Оскара" за роль в фильме "Деревенская девушка". Главный конфликт байопика Оливье Даана связан с 1963 годом, когда Альфред Хичкок пригласил принцессу вернуться в кино и сыграть в его психологическом триллере "Марни". Княжество испытывало политические трудности, его отношения с Францией обострились, и Грейс Келли снова оказалась перед трудным выбором: кто она все-таки - принцесса или актриса? Жители княжества не пришли в восторг от перспективы увидеть свою принцессу в роли клептоманки, Келли от съемок отказалась.

    О том, как интерпретировать эту историю и фигуру ее героини, идут накаленные споры между французскими авторами фильма и американским дистрибьютором всесильным Харви Вайнштейном. За Вайнштейном в кинокругах укрепилась кличка "Харви Руки-ножницы": он часто вмешивается в монтаж выпускаемых фильмов, переделывая их сообразно своим представлениям. В его конфликте с авторами "Принцессы Монако" отразилась разница в восприятии мира всегда оптимистичными американцами и более склонными к скептицизму европейцами. Отсюда форменное раздвоение личности героини фильма, которое произошло из-за разнобоя в подходах к судьбе Грейс Келли.

    Приверженным семейным ценностям американцам жизнь актрисы, прожившей в браке с принцем Ренье четверть века и родившей от него троих детей, представляется счастливой, и они хотят ее видеть в более лучезарных тонах. Французские же авторы картины трактуют эту историю скорее как драму о жертве придворных установлений, о рефлексиях человека, вынужденного выбирать между призванием и долгом - семейным и государственным. Результатом споров стали две версии фильма, сделанные на одном и том же материале: французская и американская. Вторая сделана по требованию Вайнштейна и, судя по отзывам, выдержана в духе голливудских сказок про Золушку, попавшую в мир своих грез, - нечто в стиле фильмов Фрэнка Капры. Араш Амель признается, что он сам изумлен тем, как можно из одного сценария вырастить два разных по мысли произведения: "Словно я написал не киносценарий, а пьесу, и теперь смотрю ее в театрах в разных постановочных вариантах!" - восклицает Амель.

    В Канне фильм показывают в авторской версии, она же выйдет на экраны Европы. Его сценарист не устает повторять, что зрители не должны ожидать буквального воспроизведения биографии Грейс Келли. Николь Кидман настаивает, что это вообще не байопик, а вольная интерпретация гуманистических порывов принцессы. Но актрисе тут же припоминают, что она сама не раз возмущалась бесцеремонным вторжением масс-медиа в ее личную жизнь, - почему же теперь она позволяет себе вламываться в приватный мир коллеги, уже не способной ей ответить? А что, если завтра некий сценарист примется импровизировать насчет ее собственного развода с Томом Крузом? Незадолго до гибели в автокатастрофе Грейс Келли, узнав, что о ней снимают телесериал, заявила, что не хочет никаких фильмов о своей жизни.

    Такие баталии вокруг фильмов об известных личностях разгораются всегда: вспомним бури, гремевшие вокруг российских попыток воспроизвести на экране судьбы Валентины Серовой или Владимира Высоцкого! С другой стороны, кино без конфликтов не бывает, и зрители повалили бы из зала, едва почуяв льющуюся с экрана патоку. Оливье Даан выслушал немало мелочных придирок по поводу фильма об Эдит Пиаф "Жизнь в розовом цвете" - ему к подобным спорам не привыкать. Он начал "Принцессу Монако" осторожным титром: "Вымышленный сюжет основан на реальных событиях", но предотвратить скандал не удалось.

    Из первых уст

    Николь Кидман, актриса:

    - Я понимаю озабоченность детей Грейс Келли: защитить своих родителей - их долг. Но я чрезвычайно уважаю их мать и сделала все, чтобы сыграть ее как можно правдивее. Надо понимать, что это не биографический фильм - в его сюжете есть нечто от сказки. И я не пыталась быть зеркально похожей на Грейс Келли, а режиссер не просил меня имитировать ее манеру речи. Это просто история о кинозвезде, которой пришлось сыграть новую роль - роль принцессы. Грейс Келли принадлежала эпохе, когда женщины были истинными леди. Здесь нет места небрежности, и если обычно я провожу за гримом и прической минут двадцать, то здесь это занимало каждый раз более часа.

    Поделиться