05.05.2014 23:47
    Поделиться

    Бизнес планирует покинуть офшоры до 2016 года

    Антиофшорный законопроект минфина о контролируемых иностранных компаниях (КИК) - основной документ по выводу российского бизнеса из офшоров - не устраивает бизнес. Эксперты уверены, что в нынешнем виде документ неработоспособен и просят отсрочить его вступление в силу до 2016 года. Свои предложения по корректировке законопроекта рабочая группа по управлению налоговыми рисками Торгово-промышленной палаты РФ уже подготовила для представления в минфин, Федеральную налоговую службу и другие ведомства.

    Предложенные поправки серьезно меняют документ. К примеру, представители крупного бизнеса предлагают установить порог владения, по достижении которого компания признается контролируемой, на уровне 50%. Сейчас законопроектом установлена норма владения в 10%. Предложение основано на том, что значение менее 50% сделает невозможной подготовку отчетности о деятельности организации, так как миноритарному акционеру будет просто отказано в получении первичной отчетности зарубежной компании. В частности, в соответствии с законами большинства стран ЕЭС данные записей учетных регистров составляют конфиденциальную информацию. Они могут быть раскрыты акционерам только в той мере, которая необходима для исполнения их прав как акционера. "Для получения такой информации лицо, владеющее 10% акций, должно будет обратиться к мажоритарным акционерам и согласовать с ними право на получение первичной документации. В 70% случаев запрос таких сведений заканчивается отказом", - говорит Максим Довгялло, советник генерального директора компании "СУЭК". По его словам, эту практику уже можно считать сложившейся в США и Швейцарии, а решения о предоставлении первичной документации принимаются на уровне общепринятых правил. "Принимая этот документ, мы устанавливаем требования, которые бизнес заведомо не сможет выполнить", - уверяет эксперт.

    Также Довгялло отмечает, что подготовка такой отчетности дорого обойдется российским компаниям, так как законодательство не устанавливает возможность конвертирования отчетности. То есть фактически ее нужно создать заново по российским стандартам. "Должны быть внесены четкие понятные изменения в главу 25 Налогового кодекса, позволяющие при разумных издержках конвертировать международную информацию в российскую", - говорит эксперт. Это предложение поддерживают и в ФНС. "Правила перевода зарубежной отчетности для каких-то российских нужд не прописаны, и они, несомненно, нужны", - отмечает Дмитрий Вольвач, начальник управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС.

    В своем законопроекте минфин предлагает к действующему "черному" списку из 41 офшора добавить еще один. За основу нового перечня предлагается взять список офшорных юрисдикций Казахстана. Эксперты предлагают использовать материал соседей лишь частично. "В этом перечне находится большое количество стран, с которыми Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения. Это те юрисдикции, которые предъявляют достаточно жесткие требования к раскрытию информации, которые контролируют налогооблагаемую базу. Это не офшоры в полном понимании этого слова", - говорит Максим Довгялло. Поэтому эксперты предлагают исключить из перечня страны, с которыми у России заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. Также эксперты отмечают, что в законопроекте нет разъяснения, каким образом предлагаемый перечень будет соотноситься с тем, который утвержден минфином и действует сейчас, и предлагают создать единый документ.

    Не прописаны в законопроекте и критерии отнесения юрисдикций к списку офшоров. Представители бизнеса считают, что необходимо сформировать единый подход к наполнению перечня стран, признаваемых офшорами как для целей применения нулевой ставки по доходам в виде дивидендов, так и для целей признания иностранной компании контролируемой. Кроме того, эксперты приходят к выводу, что законопроект целесообразно дополнить положением о том, что изменения или дополнения перечня не могут вступать в силу ранее 6-12 месяцев с даты опубликования и не ранее 1-го числа соответствующего налогового периода. "Необходимо установить временной лаг, чтобы компании имели время перестроить свою работу", - говорит Владимир Рунов, директор департамента налоговой политики компании "Русал".

    Бизнес также волнуют слишком жесткие санкции, прописанные в законопроекте. "Если нарушены правила и была допущена неуплата или неполная уплата налогов, то в этом случае взыскивается штраф в размере 20% от суммы прибыли. Практически предлагается взимать двойной налог на прибыль. То есть 20% составляет основная ставка налога и 20% сумма штрафа. В случае полной неуплаты такую позицию можно было бы считать оправданной, но в случае частичной неуплаты санкция установлена слишком жесткой. Так как за недоплату 1% налога компании придется доплатить 20% суммы прибыли", - говорит Максим Довгялло.

    Положения законопроекта, регулирующие налогообложение, вызывают у бизнеса немало вопросов. В частности, в документе отсутствуют положения об устранении двойного или многократного налогообложения, что сегодня является общемировой тенденцией. Особенно не хватает этой нормы в свете того, что законопроект предлагает считать прибыль обычным доходом, а не дивидендами. А это подразумевает право на зачет уплаченных налогов. Поэтому эксперты настаивают на предоставлении права на зачет налога, уже уплаченного с дохода контролируемой компании.

    Также представители бизнес-сообщества предлагают предусмотреть освобождение из-под действия правил КИК части прибыли от реальных активных операций. Яркий пример этому - получение дохода от инвестиций в отельный бизнес в офшорных юрисдикциях. Каймановы острова и Сейшелы хорошо подходят для развития отельного бизнеса. Другой пример - создание торговой компании в Гонконге для продвижения товаров на местном рынке. Эксперты уверяют, что рисков для российских налоговых органов здесь нет. Поскольку бремя доказывания права на освобождение от таких доходов по общим правилам НК РФ лежит на налогоплательщике и может быть реализовано только при наличии документального подтверждения. То есть налоговые органы смогут контролировать реальность совершаемых операций, а налогоплательщик будет иметь стимул к полному раскрытию информации.

    Поделиться