28.04.2014 23:04
    Поделиться

    Естественные монополии РФ подводят итоги первого квартала

    Ограничение роста тарифов РЖД лишь оттягивает обострение экономических межотраслевых проблем
    Естественные монополии РФ, встретившие начало года с замороженными тарифами на свои услуги, начинают подводить итоги первого квартала.

    Объявленное правительством в конце прошлого года решение о заморозке тарифов естественных монополий заставило компании потуже затягивать пояса. В "Газпроме" еще в сентябре прошлого года спрогнозировали, что могут недосчитаться порядка 510 млрд руб. выручки, из-за чего бюджет страны лишится около 100 млрд руб. налогов из смежных отраслей компании. Кроме того, возникала угроза существенного сокращения персонала. В крупнейшей газовой компании страны в итоге решились на оптимизацию. Насколько она помогла, станет понятно в середине мая, когда "Газпром" огласит результаты первого квартала года.

    В РЖД это уже сделали и констатировали убытки. Их могло и не быть, если бы компании разрешили проиндексировать тарифы, причем только лишь на перевозку нефти и нефтепродуктов. В финансовом плане РЖД, составленном в прошлом году и даже предварительно согласованном с правительством, это учитывалось. Но в последний момент на повышение цен было наложено вето, даже несмотря на то, что оно вписывалось в установленный правительством тарифный коридор (минус 12,8% - плюс 13,4%).

    "Сегодня минэкономразвития признает, - посетовал в начале апреля на коллегии минтранса глава РЖД Владимир Якунин, - что это явилось фактором, который привел нас к тому, что первый квартал текущего года компания впервые за всю историю своего существования закончила с убытком в 16 млрд рублей.

    При этом в нефтяной сфере, на которую бы и пришлось повышение цен со стороны РЖД, ситуация осталась положительной, констатируют эксперты рынка. "Нефтяной сектор закончил прошлый год в пределах тех значений рентабельности, которые были характерны для посткризисного развития, может быть, чуть ниже. То есть, он вышел на уровень рентабельности за счет роста цен на мировом рынке", - подтверждает тенденцию заведующая лабораторией структурных проблем экономики Института экономической политики им. Гайдара Ольга Изряднова.

    Наивысшие показатели у флагмана отрасли - компании "Роснефть". По словам Владимира Якунина, ее прибыль за 2013 год составила 551 млрд руб., и это наполовину выше запланированного. В РЖД посчитали: в случае увеличения тарифов на перевозку нефтегрузов расходы "Роснефти" выросли бы всего на 4,2% (3,2 млрд руб.), что в сравнении с общим доходом нефтяного гиганта выглядит каплей в море.

    Железнодорожники подчеркивают: увеличение тарифов коснулось бы только экспортных перевозок нефтяных грузов и на повышение цен внутри страны повлияло незначительно. Внутри страны выросла бы лишь стоимость транспортировки дизтоплива, но не более чем на 1,3%.

    Если брать нефтяной сектор в целом, то, по расчетам РЖД, повышение индекса цен в топливной промышленности с декабря 1990-го по 2013 год превысило аналогичный показатель железнодорожников в 5,2 раза. Кроме того, за первый квартал 2014 года нефтегазовые компании получили 55,5 млрд руб. дополнительного дохода от разницы курсов валют. У "Роснефти", по данным РЖД, эта прибыль составила 14,5 млрд руб., у "Сургутнефтегаза" - 7,3, у "Лукойла" - 6,5.

    "Существующие меры по заморозке тарифов естественных монополий неоправданны, - считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - Это значит, что компании придется чем-то покрывать свои убытки - проводить оптимизацию, сокращать инвестиционные программы, персонал. А когда такие крупные игроки рынка начинают что-то сокращать - это всегда плохо". Есть и еще один момент: те деньги, которые компания недополучит сейчас, она будет обязательно пытаться добрать после того, как произойдет "разморозка" в 2015 году. А это чревато резким скачком цен, предостерегает эксперт.

    РЖД имеет право на субсидирование со стороны государства, чтобы полностью компенсировать свои издержки, считает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг (на данный момент компания получила от правительства только субсидию на ремонт инфраструктуры в размере 26 млрд руб. без компенсации потерь от заморозки тарифов. - Прим. "РГ"). От тарифов на услуги такой огромной монополии, как РЖД, зависит большая часть экономики страны, поэтому допускать, чтобы компания из-за отсутствия должной компенсации покрывала свои убытки за счет подъема цен, нельзя, говорит эксперт.

    "Конечно, если монополия абсолютно неподконтрольна и играет с ценами так, как ей хочется, - это вредно для всей экономики. Но если ее издержки абсолютно прозрачны и понятны, то государству следует оказывать ей помощь в полном объеме, с тем чтобы сохранить стоимость услуг на общественно целесообразном уровне", - рассказал Руслан Гринберг. Ранее в РЖД уже заявляли, что компания провела объективный анализ рынка и цены не накручивала.

    В сложившейся ситуации монополии будут вынуждены сами искать возможности для компенсации убытков, сходятся во мнении эксперты "Российской газеты". В том же "Газпроме" этим уже занялись. Пришлось на 22% урезать инвестиционную программу, что позволило снизить расходы на нее до 800 млрд руб. (против 1, 026 триллиона в 2013 году). Такие данные в конце прошлого года по итогам совещания с руководством компании привел премьер-министр России Дмитрий Медведев. Кроме того, по словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, компания провела "колоссальную работу по анализу затрат", избавилась от части посредников и добилась пересмотра цен на ряд услуг.

    РЖД оказалась в еще более щекотливой ситуации. Перед компанией была поставлена задача сохранить в условиях "заморозки" тарифов инвестиционную программу на 2014 год на уровне 360 млрд руб. Одновременно госмонополии было поручено снизить ежегодные затраты на 10%. Кроме того, в середине 2013 года оформился негативный тренд на сокращение перевозок грузов (на 2,8%), которые являлись основной доходной статьей компании.

    В итоге в РЖД были вынуждены сократить расходы на текущий год почти на 85 млрд руб. Это позволило сформировать прогноз затрат на 2014 год ниже прошлогоднего на 1,1%. Правда, при этом под удар попали рядовые сотрудники госмонополии: на 3% был оптимизирован персонал, для остальных - временно приостановлена ежегодная индексация зарплаты. На 36,1 млрд руб. сократилась и программа капитального ремонта путевого хозяйства. А это, напоминают в компании, грозит ростом социальной напряженности. Пострадают и партнеры компании: в РЖД уже объявили, что вынуждены перейти на жесткую ценовую политику в отношении поставщиков и подрядчиков. Им предложено снизить цены на свои услуги до уровня 2013 года.

    Впрочем, в компании надеются на то, что вопрос с индексацией тарифов все же удастся решить, тем более что повышение цен РЖД планировало провести строго в рамках разрешенного правительством тарифного коридора (т.е. не более 13,4%. - Прим. "РГ"). Решение должно быть принято в ближайшее время.

    Комментарии по поводу заморозки тарифов

    Глава минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что заморозка тарифов естественных монополий даст необходимый ресурс предприятиям, позволит им сбалансировать свои бюджеты и осуществлять инвестиции в развитие в соответствии с принятыми бизнес-планами.

    Министр финансов Антон Силуанов предположил, что отказ от индексации даст возможность снизить инфляцию на 0,5-1%. При этом он не исключил, что пострадают инвестиционные программы естественных монополий, но заметил, что у них есть резервы и что замораживание тарифов будет стимулом для проведения структурных реформ в этих компаниях.

    В минтрансе отметили, что ограничение роста тарифов отрицательно скажется на финансово-экономической деятельности железнодорожного транспорта и особенно на реализации инвестпроектов.

    Кстати

    Чистая прибыль нефтяных компаний за 2013 год

    "Роснефть" - 551 млрд руб. (+51% по отношению к прошлому году)

    "Газпромнефть" - 177,9 млрд руб. (+0,9%)

    ТНК-BP - 5,528 млрд долл. (+5,9%)

    "Сургутнефтегаз" - 256,5 млрд руб. (+1,6 раз)

    Поделиться