24.04.2014 16:20
    Поделиться

    Какие советские фильмы были сняты в Крыму

    Крымский полуостров - настоящая Мекка как для киноработников, так и для зрителей. А все объясняется довольно просто: мягкий климат, удивительные и непохожие на другую часть страны пейзажи, море и горы. Мы вспомнили советские фильмы, снятые в Крыму.
    "Человек-амфибия", 1961 год

    Научно-фантастический роман Александра Беляева - русского Жюля Верна - долгое время манил режиссеров и сценаристов (в том числе и из Голливуда) новизной сюжета. Подумайте сами: романтические отношения между девушкой и неким созданием, живущим в воде. Единственное, что отпугивало западных киношников, это сложные подводные съемки: на тот момент подобного опыта операторской и постановочной работы в мире не было. Когда же за создание фильма взялись советские киноработники, авторитетная The New York Times вышла с уничтожающей статьей, лейтмотивом которой было "нежелание русских смотреть правде в глаза" - смешной бюджет картины, старая техника, отсутствие опыта подводной съемки. "Даже сам Уолт Дисней в свое время не решился снимать "Человека-амфибию" из-за сложностей в съемочном процессе", - писала газета.

    Снимали фильм в Ласпинской бухте. Во-первых, здесь самая прозрачная и теплая вода - идеальная имитация побережья Буэнос-Айреса, в котором и разворачивается действие романа. Во-вторых, теплолюбивым дельфинам, для которых специально построили вольер, здесь понравилось. Пресловутый опыт подводных съемок накапливали уже по ходу, режиссер картины Владимир Чеботарев предложил разделить съемку в толще воды на маленькие - не больше двух минут - эпизоды, в промежутках между которыми актеры отдыхали, дыша воздухом из аквалангов. Там, где недостаточно денег, приходит на помощь смекалка: прекрасный костюм Ихтиандра был сделан из материала для колготок, а чешуйки - 10 000 штук - из старой кинопленки, которую вручную несколько дней раскрашивали перламутровыми красками.

    В 1962 году фильм посмотрело более 65 миллионов человек, чем не ответ критике The New York Times?

    "Собака на сене", 1977 год

    Целое созвездие известных советских актеров приняло участие в этой музыкальной комедии: Михаил Боярский, Армен Джигарханян, Елена Проклова, Николай Караченцов, Маргарита Терехова.

    Легкий и светлый фильм почти целиком снимался в знаменитом Ливадийском парке и дворце. Этот дворец был построен как резиденция русских императоров в конце XIX века, также здесь проходила историческая Ялтинская конференция союзников в 1945 году. Достаточно лишь бросить взгляд на парк, и вы с легкостью найдете места, где Николай Караченцев в роли маркиза впервые поет на экране или увидите скамейку, недалеко от которой Тристан и Теодоро - Боярский и Джигарханян - исполняли свои вокальные партии.

    Интересна сцена удара веером по лицу Теодоро-Боярского: Терехова в роли Дианы не хотела причинить травму "заслуженному мушкетеру", но Боярский сам попросил ее ударить ему по лицу посильнее. Так что кровь, которую мы видим после этого удара на лице Теодоро - настоящая.

    "Всадник без головы", 1973 год

    Белая Скала или Ак-Кая - место притяжения всех кинематографистов. В каких только фильмах не появляется ее строгий профиль! "Всадник без головы", который СССР снимал совместно с Кубой, и крымская Белая Скала были как будто созданы друг для друга - где еще на территории нашей необъятной родины можно увидеть настолько "ковбойский" пейзаж.

    Режиссер фильма Владимир Вайншток говорил в одном из интервью: "Белая Скала и ее окрестности - копия ландшафта латиноамериканских прерий, следовательно, везти туда (в прерии - ред.) съемочную группу дорого, да и острой необходимости в этом нет".

    Сюжет фильма полностью построен на одноименной книге Майн Рида и происходит в 1850 году в Техасе, где дочь богатого плантатора влюбляется в бедного мустангера. Далее пересказывать сюжет смысла нет, вряд ли найдется человек, не читавший эту захватывающую книгу или не смотревший остросюжетный советский фильм.

    Помимо Белой Скалы фильм снимали в Алупке, и в Итальянском дворике в Феодосии.

    "Дама с собачкой", 1960 год

    Фильм был приурочен к столетию со дня рождения великого писателя. Главные роли сыграли юная Ия Саввина и Алексей Баталов, которого режиссер Хейфиц уже снимал у себя в "Дорогой мой человек" и "Дело Румянцева".

    Для съемок, естественно, выбрали Ялту и ее знаменитую набережную. Сейчас она сильно изменилась, и без специальных ухищрений и декораций выдать ее за кусочек XIX века вряд ли получится, но в далеком 1960 году от нее веяло загадочной стариной. Для большего эффекта Хейфиц решил снимать только ранним утром - меньше прохожих, больше света восходящего солнца.

    Книга Чехова пестрит тончайшими деталями Ялтинской набережной тех лет, что не удивительно, ведь за прогулками по ней он провел много времени. Поэтому для воссоздания еще более полного образа приходилось "строить" декорации прямо по ходу съемок. Так, у Чехова упоминается литая металлическая ограда, но к моменту съемок она уже была каменной. Чтобы восполнить этот досадный пробел, было решено сделать небольшой помост, на котором по описанию восстановить небольшой кусочек старинной ограды, пускай даже и из дерева. Также, в одном из кадров позади главных героев виднеется старинный пароход "Крым" - чудо и гордость декораторов.

    "Три плюс два", 1963 год

    Любимая комедия миллионов советских людей тоже снималась в Крыму. Лагерь съемок расположился в Судаке, прямо на территории завода шампанских вин в Новом Свете. Жила съемочная группа во дворце князя Голицына, прямо над винными погребами.… Остается только догадываться, как вели себя молодые и задорные актеры после трудовых будней на крымских пляжах, но позже они вспоминали, что кружка шампанского стоила 48 копеек, а потому коллеги часто его употребляли.

    Питались виноградом и домашним белым хлебом, часто актеров звали к себе отужинать местные жители. Миронов в одном из интервью вспоминал, что все артисты, несмотря на спартанские условия, все равно умудрились прибавить в весе.

    Периодически "веселая пятерка" ездила в ялтинские рестораны и практически всегда их останавливала милиция, ведь именно тогда начались "гонения" на мужчин в шортах и женщин в коротких юбках. Мало того, что в ресторан могли не пустить, так и провести ночь в отделении было вполне реально. В конце концов, актерам выдали справки, что такой "аморальный" наряд у них исключительно для вживания в роль на момент съемок картины.

    "Мио, мой Мио", 1988 год

    Совместная работа советских, британских и скандинавских кинодеятелей по одноименной сказке Астрид Линдгрен. В фильме приняли участие такие актеры как Кристофер Ли, который теперь прежде всего известен зрителям как Саруман из "Властелина Колец" и "Хоббита", и совсем юный Кристиан Бэйл, который теперь уже успел побывать Джоном Коннором в "Терминаторе: Да придет спаситель" и Бэтменом в "Темном Рыцаре". Центральную музыкальную тему фильма написали бывшие участники группы "ABBA", а сама картина стала самой дорогой прижизненной экранизацией произведения Астрид Линдгрен.

    "Мио, мой Мио" был международным и снимался в нескольких местах - от Стокгольма до Крыма, но именно в Крыму были сняты почти все приключения мальчиков в Стране Дальней.

    Ялтинская киностудия помогла сделать из прядей швартового каната "бороду духа", за которую хватается главный герой и летит над Стокгольмом. Она была 6 метров длиной и поднималась вверх на обычной стреле автокрана. Кстати, приземляется Мио в районе Ласточкиного гнезда - место широко узнаваемое. Знакомство Мио с Мирамисом и Юм-Юмом происходит в Никитском ботаническом саду, а на крупных планах узнается Воронцовский дворец со своим волшебным парком.

    Поделиться