21.04.2014 23:32
    Поделиться

    Эксперт: Правовой режим партнеров в ТС нужно унифицировать

    Сегодня интеграционные процессы на территории Таможенного союза подходят к логическому завершению, а скоро будет сформирован Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Соответственно, будут гармонизированы и законодательства всех стран - участниц ЕАЭС, в том числе и в сфере государственно-частного партнерства. При этом необходимо учесть, что ГЧП имеет свою специфику и историю становления во всех странах: России, Беларуси и Казахстане. Возникает закономерный вопрос: как создать благоприятные условия для системного и скоординированного развития механизмов ГЧП в ЕАЭС?

    В России действует закон 2005 года о концессионных соглашениях, прошел первое чтение в Госдуме проект закона "Об основах государственно-частного партнерства в РФ". Общей целью развития ГЧП является привлечение частных инвестиций, в первую очередь в социальную инфраструктуру и ЖКХ, то есть в отрасли, испытывающие большую потребность в модернизации ввиду своей изношенности.

    В 67 регионах действуют собственные законы о ГЧП, регулирующие отношения частного инвестора и государства. На концессионной основе распространено строительство дорог, формируются институты развития и центры компетенций в сфере ГЧП.

    Законодательство Беларуси предусматривает использование некоторых форм ГЧП. В частности, декрет президента определяет взаимоотношения государства с инвесторами при заключении инвестиционных договоров. Также в Инвестиционном кодексе прописаны особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий, хотя примеры их практического использования отсутствуют. Министерством экономики был подготовлен проект закона о государственно-частном партнерстве, однако практика госрегулирования ценообразования исключает возможность полноценного развития ГЧП. Кроме того, в Беларуси проекты ГЧП будут направлены на частный бизнес, состоящий из малых и средних предприятий, которые не располагают капиталами для инвестиций, поэтому реализация проектов основана только на совместной деятельности посредством заключения договоров, и риски будут распределяться между партнерами. При этом специалистов в сфере государственного управления, способных профессионально составлять долгосрочные концессионные договоры, недостаточно, поэтому необходимо сформировать систему подготовки кадров в области концессий и других форм ГЧП. Также в Беларуси реализуется проект "Укрепление национального потенциала в области применения механизмов государственно-частного партнерства в Республике Беларусь", который рассчитан на два года.

    В Казахстане на протяжении последних лет ГЧП рассматривалось в основном как элемент управления государственными активами. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими эти взаимоотношения, были Гражданский кодекс, законы 1995 года "О приватизации", 2003 года "Об акционерных обществах", 2007 года "О государственных закупках". Первая правовая основа, регулирующая ГЧП в Казахстане, предлагала инвесторам единственный инструмент - концессию. В 1991-1993 гг. концессия рассматривалась как сдача иностранному юридическому или физическому лицу в аренду имущества, земли, природных ресурсов. В 2006 году с принятием закона "О концессиях" заложено правовое поле для реализации инвестпроектов с использованием механизма концессии, а в 2011 году принята программа по развитию государственно-частного партнерства на 2011-2015 годы. Сегодня в республике реализуются шесть концессионных проектов ГЧП, в стадии эксплуатации находятся три проекта. Значительная часть трудностей, возникающих на пути развития ГЧП, обусловлена несовершенством законодательной базы. Второй круг проблем связан с малой активностью государственных органов, являющихся инициаторами проектов ГЧП. Отчасти развитие государственно-частного партнерства в Казахстане тормозит низкий уровень платежеспособности населения, также ощущается проблема кадрового дефицита.

    По мнению экспертов, при решении проблемы развития ГЧП на пространстве будущего ЕАЭС следует в первую очередь предусмотреть необходимость координации норм национального законодательства всех стран - членов Союза по вопросам инвестиционной деятельности с привлечением внебюджетных источников финансирования, включая законы о концессионных соглашениях и специальные правовые акты, посвященные регулированию ГЧП. Попутно следует выработать универсальное определение ГЧП, его принципы и формы реализации проектов, приемлемые для всех стран - членов союза.

    Отдельное внимание должно быть уделено созданию и координации деятельности межгосударственных институтов развития и центров компетенций в сфере ГЧП, призванных вырабатывать стандарты, порядок инициирования, отбора и оценки проектов ГЧП, а также способствовать их реализации. Правовой режим публичных и частных партнеров для проектов ГЧП следует унифицировать, чтобы они могли выступать в качестве резидентов на всем пространстве союза. Снятие для них не только таможенных барьеров, но и дополнительных налоговых ограничений будет способствовать повышению экономической интеграции и откроет дополнительные возможности для привлечения внебюджетных финансовых и иных ресурсов в инвестпроекты в различных отраслях инфраструктуры в странах - участницах ЕАЭС. Реализация этих предложений позволит заложить концептуальные основы механизмов ГЧП в ЕАЭС.

    Поделиться