21.04.2014 02:48
    Поделиться

    Юбилейная "Маска" выдала рекорд по количеству спектаклей и номинаций

    В честь 20-летнего юбилея Национальной премии торжество решено было сделать необычным. Всех театралов - артистов, постановщиков, директоров, критиков - усадили прямо на сцену главного театра страны, оставив небольшой ее кусок для выхода ведущих и награждаемых. Так роскошный зрительный зал исторической сцены Большого театра стал главной декорацией всего действа, а "намоленность" места придала происходящему необходимую статусность, и даже сакральность.

    После номера "Призрак оперы" (мировые солисты известного мюзикла пели его из всех главных лож театра!) и небольшого вступительного слова Гендиректора "Маски" Марии Ревякиной церемония награждения шла в быстром темпе уже без музыкальных пауз. На них просто не было времени, ведь юбилейная "Маска" выдала рекорд по всем статьям: количеству просмотренных экспертами спектаклей - 767, из которых на фестивале показали 62, и общему количеству номинаций - 170. Волнующей и трогательной кульминацией церемонии стало награждение наших театральных легенд Олега Басилашвили, Марка Захарова, Нины Ургант и других, общим числом восемь - "за выдающийся вклад".

    Само действо неожиданно стало серьезным аргументом в опровержении известного недавнего тезиса "Россия не Европа". В качестве "вручантов" на сцену выходили выдающийся итальянский режиссер Ромео Кастелуччи и директор "Комеди Франсез" Мюриэль Майетт, российский оперный режиссер, работающий ныне по всему миру, Дмитрий Черняков и директор балетной труппы La Scala Махар Вазиев. А "получантами" оказывались ведущие фигуранты российского театрального процесса, среди которых немало европейцев: литовец Римас Туминас, латыш Айнарс Рубикис, легендарный эстонский дирижер Эри Клас, англичане Ян Латам-Кениг, Энтони Макдональд…Российский театр, особенно музыкальный, находится в европейском контексте, систему прочных связей и сообщающихся сосудов не так-то просто отменить.

    Абсолютным триумфатором в разделе музыкального театра - 4 "Маски" - вышел Екатеринбургский балет, всего-то второй раз за свою историю участвующий в конкурсе. В опере, благодаря "Евгению Онегину" Жолдака лидировал Михайловский театр (3 "Маски"). Столько же в общей совокупности у Большого театра, а новосибирская опера благодаря "Мессе", и компания "Стейдж Энтертеймент" благодаря  мюзиклу "Русалочка"  - имеют по две. Среди получивших по одной награде - московские театры "Новая опера", "Стасик", театр Покровского, питерский проект в современном танце. Подробные результаты можно посмотреть здесь.

    Как всегда с чем-то можно не соглашаться, и мне, к примеру, искренне жаль оставшейся без награды пермской "Свадьбы Фигаро", сделанной с курентзисовским перфекционизмом, правда, один из спецпризов получил блистательный Максим Емельянычев, музыкант и дирижер оркестра MusicaAeterna, в чьем ведении была суперважная партия хаммерклавира. Оказался совсем не замечен беспощадно-современный "Борис Годунов" Тителя в Екатеринбургской опере. И, что уж совсем странно, мимо наград пролетела мировая премьера "Левши" Родиона Щедрина в Мариинке. Среди балетов на внимание могли рассчитывать ММАТ с Килианом, Пермь с Форсайтом и Мариинка с Ратманским. Конечно, особую роль сыграло качество фестивальных показов, несколько из них - и это грустная традиция фестиваля - провалились на чужих площадках.

    Но в целом, итоговое решение в разделе музыкального театра отличается внятной логикой и бескомпромиссностью. Жюри не стало, как в былые годы, руководствоваться принципом "больше двух "Масок" - в одни руки не давать". Не наступило на одни и те же грабли, когда создатель лучшего спектакля почему-то не оказывался лучшим постановщиком.  И нельзя не заметить в этом решении ясного акцента, который меня, например, радует необыкновенно, ибо "Маска" как конкурс замышлялась с таким посылом, и Экспертный совет этим заветам старался следовать.

    Речь идет о принципиальной новизне, о серьезных художественных поступках, о создании нового театрального языка, обо всем, что двигает театральный процесс и в чем обнаруживаются его связи с современностью. Поощряется не просто умение профессионально "снимать", копировать, переносить и в который раз воспроизводить уже сказанное. В цене креативность и создание нового. Мощное и художественно законченное высказывание Жолдака в "Онегине". Следующий, уже XXI веку присущий виток развития пуантного танца, предложенный Самодуровым в "Вариациях Сальери". Самый радикальный за последние годы жест балета Большого театра, сделанный совместно с первой леди российского contemporary dance Татьяной Багановой и художником Александром Шишкиным в "Весне священной". "Франциск" как новый взгляд на оперу, предложенный Сергеем Невским и командой Опергруппы.

    Симптоматично, что постановщик и великолепный артист Владимир Варнава в своем спектакле "Пассажир" (современный танец) обходит идолов классического балета москвича Сергея Полунина и питерца Леонида Сарафанова, а екатеринбургская прелестная балерина Елена Воробьева - всех остальных. Они получают Маски за роли, созданные "здесь и сейчас".

    В общем и целом, музыкальное жюри Национальной премии оказалось более смелым и передовым, чем драматическое, поощрившее очевидные достижения, но не отметившее новых веяний в современном театре. Как всегда, ситуацию подправили критики, присудив свой приз мхатовскому "Идеальному мужу".

    Поделиться