20.04.2014 12:35
    Поделиться

    20 апреля отмечает юбилей один из самых знаменитых хоккеистов в мире

    Александру Николаевичу Мальцеву 20 апреля исполнилось 65 лет! К своему юбилею один из самых выдающихся хоккеистов в мировой истории, сейчас работающий советником президента ХК "Динамо" Москва, подходит в боевой форме, бодрый и полный сил.

    Трудно представить, как из мальчишки из многодетной семьи, жившего в Богом забытом Кирово-Чепецке вырос один из самых техничных хоккеистов. Но рецепт мальцевского успеха прост: невероятное трудолюбие и упорство, помноженное на дар Божий. И еще - любовь и уважение к своей стране, к родителям, к тренеру Аркадию Ивановичу Чернышеву, давшему путевку в жизнь и большой хоккей. К болельщикам, к флагу. К своей родной команде - "Динамо" Москва, которой он не изменил за годы своей 17-летней карьеры в большом хоккее.

    Анатолий Тарасов называл его "Есениным русского хоккея". Моцарт на льду, Паганини с клюшкой - таких эпитетов удостаивался Александр Николаевич Мальцев от журналистов и простых поклонников этой удивительной игры. Элегантность, изящество, легкость и красота - эти черты Мальцев привнес в мужественную борьбу настоящих атлетов на ледовой площадке. "Сашка играл красиво, а кто не любит красоту? - задается вопросом многолетний партнер Мальцева по сборной СССР, ее капитан Борис Михайлов. - Требовательный Тарасов учил нас: "Настоящий хоккеист должен хорошо играть и видеть блондинку, сидящую во Дворце спорта в четвертом ряду. Так вот, Саша видел двух блондинок. Почему? Потому что он - Есенин".

    Хоккей для Мальцева был не просто одним из видов спорта, а искусством. Чего стоит одно высказывание известного советского комментатора Виктора Набутова о его игре: "Мальцев провальсировал между защитников". И от этого "вальса Мальцева" приходили в шок и трепет лучшие вратари мира.

    "Стихи писать я, увы, не умею. Но поэзию любил всегда и стремился найти ее в хоккее, - признавался Александр Мальцев. - Почему среди наших преданных болельщиков немало известных поэтов? Наверное, потому, что их вдохновляет страстная борьба на ледяной площадке, непримиримое столкновение сильных мужских характеров. Сопереживание трибун - вот главная для меня награда. А если ты чувствуешь, что больше не способен своей игрой взволновать людей, - значит, настало время уходить".

    "У пловцов есть чувство воды. Не знаю, есть ли у хоккеистов это осязаемое чувство льда, но у Александра Николаевича Мальцева, безусловно, было чувство ледового пространства. Настолько он органично вживался во все перипетии игры на хоккейной площадке", - полагает известный телекомментатор Григорий Твалтвадзе.

    Александра Мальцева и любили по-особенному. Его невозможно было не любить, вне зависимости от клубных пристрастий. Ему симпатизировали болельщики "Спартака" и ЦСКА, "заклятых" друзей-соперников московского "Динамо", которому Мальцев ни разу не изменил за свою карьеру. "Я видел, как много у "Динамо" болельщиков, и как я мог им изменить? Никуда переходить никогда не думал. Считал и считаю, что если тебя пригласили в клуб, то надо быть преданным ему до конца и закончить карьеру в нем", - так немного непривычно по нынешним временам "шараханий" игроков из команды в команду говорит Мальцев.

    Любой матч с его участием из рядового события превращался в праздник. Пожалуй, так искренне, действительно всем народом, живущим на одной шестой части суши, кроме Мальцева, любили Владимира Семеновича Высоцкого, а из спортсменов - его друга, армейца Валерия Харламова и спартаковского футболиста Федора Черенкова. Как в театр "на любимого актера", так и на стадион люди ходили "на Мальцева".

    Чем же он так полюбился тем, кто видел его игру? Все гениальное, как всегда - просто. Александр Мальцев старался играть вдохновенно, с тем непосредственным, "дворовым" мальчишеским куражом и вдохновением, который теряется у большей части талантов на пути во взрослый хоккей. Тот хоккей, который требует одного - "его величества" результата. Когда игрок, пусть даже самый большой талант, лишается возможности импровизации и загоняется тренерами в тактические рамки и схемы.

    Я долго пытался понять, что все же выделяло Мальцева из большого количества таких, как он хоккейных талантов на Руси, крутивших такие же непредсказуемые финты, бросавших "неуловимые" шайбы в самые "паутины" ворот. Потом, вдруг озарило - Мальцев, как и его друг Харламов, делал эти вещи с легкой улыбкой. И когда обводил, и когда забивал, и даже тогда, когда его нещадно сбивали на льду. А делать великие по сложности вещи с улыбкой на лице - это удел гениев.

    Мальцев, не из тех, кто будет пиарить себя, стремясь попасть в телевизор по случаю и без, как иные его партнеры по сборной. Александр Николаевич молчалив, застенчив и не любит говорить о себе. Он всем и все доказал, и как верно написал про него один из журналистов, "на льду рассказал о себе больше, чем мог бы рассказать на словах". Как настоящий талантливый человек, он обладает большой совестью. А потому подчас так грустен его взгляд, которым он смотрит на окружающий мир и сегодняшний хоккей, в частности...

    Он ракетой ворвался в звездную сборную СССР и призывался в нее 16 лет, вплоть до ухода из спорта в 1984 году. Ему повезло - почти всю хоккейную жизнь Мальцев выступал, наверное, в лучшей хоккейной сборной в истории - сборной СССР 1960-1970-х, с игроками, чьи имена вписаны в летопись спортивных достижений двадцатого века. Секрет успеха славной ледовой дружины тех лет объясняет по-мальцевски немногословно и точно: "Все очень просто - мы были сильны духом и счастливы выступать за честь великой страны. Жили одной семьей, в которой делили радость и горе, жили ради нашей страны и болельщиков". Он убежден, что в сборную страны нельзя приводить за руку, как ребенка в детскую спортивную школу. И "там должны играть те, кто искренне хочет отстаивать честь своей страны и оправдать надежды болельщиков".

    Поздравления от "РГ"!

    Поделиться