17.04.2014 23:10
    Поделиться

    В Москве открывается выставка о прошлом и настоящем БАМа

    40 лет назад на БАМ уехал первый стройотряд
    В апреле 1974 года на XVII Съезде ВЛКСМ БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Первый отряд комсомольцев-добровольцев был сформирован прямо в дни Съезда и выехал на БАМ 27 апреля 1974 года. А спустя 10 лет, в 1984 году, произошла "золотая стыковка" восточного и западного звена БАМа на станции Куанда.

    К этим датам приурочена и открывающаяся в Москве выставка о прошлом и настоящем Байкало-Амурской и Транссибирской магистрали, крупнейшей на планете железнодорожной ветки, которая тянется через весь материк и соединяет два континента.

    Этой эпохальной стройкой когда-то жила страна: о ней писали газеты, слагались песни, молодежь мечтала попасть в ударный комсомольский отряд. Старые фотографии, информсводки и картографические материалы составляют историческую часть экспозиции. Тема покорения пространства, дорожной романтики и индустриального пейзажа объединяет в рамках выставки художников ХХ-XXI вв.

    Бескрайний простор, открытый поездам и дирижаблям Александра Лабаса, мы видим и в пустынной индустриальной живописи Павла Отдельнова. Мощные, присыпанные дорожной пылью вагоны Семена Агроскина концентрируются в символ в жесткой графике Антона Чумака. Архивные киносъемки БАМа и Транссиба сочетаются с современным видеорядом в фильме "Свинец и Кобальт" (С. Сонин, Е. Самородова, А. Дугин). Графика, живопись, инсталляция и видеоарт сплетены здесь живой паутиной путей в единую железнодорожную историю, в которой нет разрывов.

    От Москвы до Владивостока пассажирский поезд идет неделю. 9288 км по магистрали, на закладке первого участка которой присутствовал будущий император Николай II. Магистраль связывает Евразию в единый мир, вдоль ветки Транссиб - БАМ простирается одна страна, звучит один язык. Выставку можно назвать "тематической инсталляцией", в которой художники разных школ, по-своему отражая тему, под стук вагонных колес пишут общее полотно.

    В дни проведения выставки состоятся и необычные лекции: "Железная дорога в культурном пространстве России" (23 апреля) и "Музыка машин и паровозов. Россия 1910-1930 гг." (25 апреля).

    Поделиться