08.04.2014 09:30
    Поделиться

    Австралийские спасатели обнаружили место падения малайзийского Boeing

    Оснащенный самым современным оборудованием корабль австралийских ВМС дважды запеленговал сигналы, которые, скорее всего, исходят от "черных ящиков" таинственно исчезнувшего ровно месяц назад малазийского "Боинга". Кроме того, проанализирован еще один сигнал, который системы самолета издали сразу после падения лайнера в океан.

    Его местоположение точно совпадает с тем местом, где возможно находятся бортовые самописцы. Эксперты также уверены, что лайнер просто израсходовал топливо, начал падать, перевернулся в воздухе и в итоге в таком положении врезался в воду. Таким образом после нескольких недель интенсивной поисково-спасательной операции стали наконец-то появляться данные, которые устойчиво ведут к месту крушения лайнера. Проблема в том, что элементы питания "черных ящиков" уже на исходе. Они могут прекратить подавать сигналы в любую минуту, что очень сильно усложнит поиск и подъем обломков лайнера, без чего невозможно раскрыть загадку этой таинственной трагедии.

    Напомним, что самолет Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines вылетел в ночь на 8 марта из Куала-Лумпур в Пекин (рейс МН 370). Вскоре, однако, лайнер бесследно исчез с экранов радаров, не подавая никаких сигналов бедствия. Погода по маршруту была хорошей. После интенсивных поисковых работ и следственных действий, в которых приняли участие 26 стран, десятки самолетов, сотни кораблей и несколько десятков спутников, удалось установить, что кто-то преднамеренно выключил на борту все системы, которые позволяли коммерческим радарам отслеживать лайнер. Более того, самолет резко развернулся и отправился на юг в сторону малонаселенных районов Индийского океана, старательно избегая территорий, где он мог быть зафиксирован военными радарами. Судьба лайнера до сих пор неизвестна. Предположительно, он в итоге упал в воды океана.

    "В процессе поисковых работ мы получили, пожалуй, самую лучшую информацию. Мы рады тому, что вплотную приблизились к какой-то определенности. Но все же хочу подчеркнуть, нужна еще дополнительная информация, чтобы с полной уверенностью сказать: "Это действительно оно", - так прокомментировал информацию о получении сигналов с "черных ящиков" Boeing бывший министр обороны Австралии Ангус Хьюстон, который сейчас возглавляет международные усилия по поиску лайнера.

    Несмотря на осторожные слова начальника, который попросту не хочет повторять предыдущие сообщения об обнаружении обломков, оказавшиеся затем ошибочными, его подчиненные не скрывают: да, получены устойчивые сигналы из глубины океана. Очень высока вероятность, что о себе "сообщают" два "черных ящика" именно исчезнувшего лайнера. Других возможных источников сигналов в том районе Индийского океана трудно представить.

    Как стало известно, сигналы были запеленгованы кораблем австралийских ВМС "Ocean Shield", на который специально для этой операции установили самые современные детекторы и локаторы ВМС США. Контакт произошел дважды - сначала поздно в субботу, когда их принимали в течение двух часов 20 минут.

    Затем корабль ушел дальше, утерял сигнал, развернулся и в воскресенье снова "поймал пеленг" в течение 13 минут. В настоящий момент корабль снова пытается услышать "голос из глубины океана". Как сообщили в поисковом штабе, в обоих случаях были зафиксированы два устойчивых самостоятельных сигнала - именно столько их и должно быть, так как один "черный ящик" пишет все полетные данные, а другой - переговоры в рубке пилотов.

    При этом австралийцы подчеркнули, что эти сигналы - не те, про обнаружение которых заявили ранее китайцы. По информации КНР, источник был более чем в 500 км к югу и не обнаружен снова. Таким образом очень высока вероятность того, что наконец-то определено место падения самолета. Экс-министр Хьюстон лишь отметил, что он готов заявить со 100-процентной уверенностью о том, что это "именно те самые самописцы лайнера", только после того как на дне будут обнаружены обломки лайнера и сами "черные ящики".

    А вот здесь уже пошла борьба со временем. Проблема заключается в том, что "маячки" "черных ящиков", которые помогают обнаружить их присутствие, вот-вот должны замолчать. Срок действия элементов питания - один месяц, а прошел уже 31 день с момента вылета лайнера из Куала-Лумпур. Если же они замолчат, то обнаружить самописцы будет крайне трудно - фактически придется искать небольшие по размерам устройства на огромной глубине.

    Отметим, что некоторые поначалу указали на некоторые "нестыковки" по поводу сигналов. Они исходили на частоте 33,3 килогерц, тогда как стандартная частота "черных ящиков" - 37,5 килогерц. Однако производители устройств отметили, что по мере приближения окончания "срока жизни" батарей самописцев частота сигнала может начать немного "плавать".

    Во-вторых, глубины в тех районах Индийского океана, где сейчас идут поиски, составляют около 4500 м. И здесь опять все идет "на грани". Предел глубины, на которой могут действовать батискафы поисковых кораблей как раз 4500 м. "Здесь очень глубоко - это практически на пределе наших возможностей", - отметил Хьюстон.

    Несмотря на осторожные заявления Ангуса Хьюстона, который явно учитывает настроения измученных неизвестностью родственников пассажиров, появилось еще одно доказательство того, что место падения лайнера все же действительно обнаружено. Напомним, что маршрут следования самолета был в итоге определен благодаря сигналам, которые выдавала система лайнера на спутник. Эти устройства трудно отключить вручную в отличие от обычных транспондеров, которые "убрали" Boeing с экранов коммерческих радаров. Сигналы на спутник выдавались каждый час, но вскоре после последнего "стандартного сигнала" был зафиксирован и слабый повторный сигнал. Эксперты в итоге уверены, что их выдала та же система, когда зафиксировала падение лайнера и выключение всех источников питания. "Это могло произойти в следующем случае: самолет падает, системы и питаний отключились. Как только это стало очевидно для устройства, которое ориентировано на спутник, оно во внеплановом порядке выдает сигнал в последний раз. Своего рода послание "мы отключились здесь" и уже полностью прекращает свою работу", - пояснил сотрудник компании "Инмарсат" Крис МакЛафлин.

    Но что самое главное - место выдачи этого последнего сигнала полностью совпало с местом, где обнаружены были сигналы от предположительно лежащих на дне океана "черных ящиков". То есть все идет к тому, что место падения либо хотя бы район уже удалось определить. Но главная проблема, как уже говорилось, - это время. "Черные ящики" могут в любой момент замолчать, а флуктуации частоты сигнала только подтверждают это.

    Специалисты также теперь полагают, что самолет не был направлен в воду намеренно, а просто израсходовал весь запас топлива, спланировал вниз, перевернулся на "крышу" в воздухе и в таком положении врезался в воду и затонул. Переворот неизбежен потому, что двигатели, скорее всего, отключались не синхронно, а по мере израсходования своего запаса топлива. "Если предположить, что топливо закончилось, все на борту без сознания, никто лайнером не управляет, то он должен планировать. Двигатели имеют раздельные системы подачи топлива, а потому высока вероятность, что лайнер постепенно стало заваливать. Без коррекции автопилота самолет должен медленно перевернуться и под углом войти в воду, после чего его крылья должны были отвалиться", - отметил бывший пилот авиакомпании British Airways Стивен Баздиган, который летал на Boeing 777.

    Несмотря на все эти подробности, которые в любом случае не позволяют надеяться на то, что хотя бы кто-то остался в живых, министр обороны Малайзии Хишаммуддин Хуссейн призвал не терять надежду. "Я всегда говорил семьям, что чудеса в этом мире действительно случаются. Надо на это надеяться", - заявил он.

    Поделиться