Инициаторы радикального нововведения из числа депутатов сослались на исследования европейских ученых. Они пришли к выводу, что города с преобладанием частного автотранспорта не могут быть пригодны для полноценной жизни, и предложили меры для решения этой проблемы.
- Во-первых, это всемерное содействие развитию и использованию общественного транспорта, во-вторых, это уменьшение привлекательности личного автотранспорта с помощью экономических мер, - пояснил депутат Александр Перов.
По его мнению, бесплатный и комфортный общественный транспорт способен решить проблемы колоссального транспортного давления на городскую инфраструктуру. В частности, депутат напомнил, что расширение дорожного полотна привело к разрушению памятников на улицах Горького и Студеной. Под угрозой - часть территории парка Кулибина, которую могут забрать под расширение дороги.
Город вынужден создавать парковки, строить объездные магистрали, дороги-дублеры, эстакады, развязки, чтобы ликвидировать пробки, а число автомобилей при этом растет опережающими темпами. Тем временем специалисты провели исследование и выяснили: в часы пик горожанину, едущему на автомобиле, требуется для движения в 30 раз больше территории, чем пассажиру автобуса и в 40 раз больше, чем пассажиру рельсового транспорта. Соответственно, отказ от личного транспорта - верный путь к избавлению от пробок.
Любопытно, что бесплатный проезд на общественном транспорте существует сегодня в 46 городах 15 стран: в Сиднее, Мельбурне, Загребе, Бангкоке, Балтиморе, Шеффилде и так далее. Жители бельгийского Хассельта ездят бесплатно с 1970-х годов. Когда транспорт в городе стал бесплатным, количество пассажиров выросло в 12 раз, но бюджету города это обходится всего в один процент от общего числа ежегодных расходов, сообщили "РГ" в пресс-службе гордумы. В прошлом году бесплатный проезд в общественном транспорте был введен в Таллине.
Естественно, введение бесплатного общественного транспорта потребует дополнительных затрат. В том числе, на компенсации частным перевозчикам. Какая именно сумма потребуется, никто сказать пока не готов. Правда, появятся и статьи, на которых можно будет сэкономить: зарплата кондукторов и контролеров, расходы на производство билетов. Предварительные расчеты депутаты намерены представить через два месяца и вновь вернуться к этому вопросу в июне.