01.04.2014 11:53
    Поделиться

    В НАО цены на продукты оказались самыми высокими в стране

    Литр молока - 80 рублей, килограмм говядины - 315, десяток яиц - 100, гречка - 90 рублей. Это вполне реальные цены, с которыми живет Ненецкий автономный округ. Несмотря на северный коэффициент, большой пакет социальных льгот и довольно высокие зарплаты, даже суровые буровики не могут удержаться от крепких слов, когда с ними говоришь о ценах.

    Особенности северной торговли

    Главная проблема Ненецкого автономного округа - это дороги, вернее их отсутствие. Железнодорожной ветки нет. Автомобильная дорога связывает только столицу Нарьян-Мар с поселком Искателей, где живет 6,5 тысячи человек, и поселком Красное (полторы тысячи). До остальных 40 населенных пунктов нет ни грунтовой дороги, ни проселочной. Отсутствует и трасса из столицы региона до ближайших областей. В навигацию грузы доставляются как в Нарьян-Мар, так и в другие населенные пункты водным путем. Перед заморозками завершается и Северный завоз, суть которого в том, чтобы доставить самые тяжелые и нужные товары в населенные пункты. С наступлением холодов в каждом северном регионе работают зимники. В Ненецком автономном округе такая дорога одна, она связывает Нарьян-Мар с Усинском (Республика Коми). Протяженность зимника 350 километров. В остальные населенные пункты в холодное время года добираются на снегоходах или на вертолетах.

    Мерчандайзеры в регионе отсутствуют как класс, да им и просто негде появиться, предприниматели сами ездят на оптовые базы, выбирают, что им нужно. Помимо Усинска, популярное направление - Киров. Оттуда везут молочные продукты, сладости.

    В магазине "Гном" в поселке Красное менеджер Анастасия Дуркина проводит инвентаризацию. Ассортимент довольно разнообразный, есть все - от консервов до игрушек. По словам Анастасии, большая часть продуктов к ним поступает из Усинска.

    - Сейчас в округе работает несколько транспортных компаний, если обращаться к ним, то за каждый килограмм веса они берут плату 10-15 рублей, - объясняет Анастасия. - Если товар мало весит, но имеет большой объем (чипсы, кукурузные палочки и так далее), то расчет уже идет на кубометры. Такая наценка существенно увеличивает стоимость продуктов, поэтому многие предприниматели предпочитают приобретать свои грузовики. У нас он тоже есть. Себестоимость перевозки одного килограмма собственным транспортом получается 5-6 рублей.

    В ценообразовании есть еще один маленький нюанс. Усинск - тоже северный город. Равно как и Ухта, откуда магазин "Гном" завозит молоко. И оно там уже продается по 60 рублей за литр. По-этому, по словам менеджера, с каждого литра торговая точка получает не более 14-15 рублей, которые идут на налоги, оплату коммунальных услуг, зарплаты.

    В Красном, который связан транспортной сетью с другими населенными пунктами, ситуация благополучная. Поэтому из руководства восьми магазинов, которые там работают, практически никто не обращается к властям за субсидиями. Но в отдаленных поселках, куда только самолетом можно долететь, без госпомощи никуда. Ее может получить каждый предприниматель, который занимается доставкой продуктов первой необходимости. Летом товары везут на коммерческих судах, зимой в том числе и авиатранспортом. При таком способе доставки килограмм товара прибавляет в цене от 100 до 300 рублей.

    Северный картофель

    Подавляющее большинство продуктов в магазинах округа - привозные товары с "Большой земли". Своя только колбаса и хлеб (его, правда, пекут из привозной муки). Из других регионов везут даже рыбу, хотя Ненецкий автономный округ всегда славился своими рыбными угодьями!

    В годы СССР регион продовольствие тоже завозил, но многое производилось и на месте. Например, картофель. Сейчас его в магазинах продают по 50 рублей за килограмм. И это клубни еще старого урожая. Для сравнения: в Петербурге такой картофель продают за 25-30 рублей. При этом картошка-то в Заполярье растет.

    В регионе есть населенные пункты, куда заход грузовым судам возможен только две недели в году

    Глава Приморско-Куйского сельсовета Леонтий Чупров утверждает: северный картофель по вкусовым качествам ничем не уступает тому, что выращен в более южных широтах.

    - У нас большинство людей, живущих в частном секторе, занимаются огородничеством, - говорит Леонтий. - Картошку сажают все, даже семьи оленеводов. Многие ставят теплицы, получают в закрытом грунте огурцы, помидоры и даже дыни.

    Совхоз, который занимался картофелем, снабжал половину округа. В годы перестройки его не стало. Зато в НАО производят салат и тюльпаны. Предприниматель рискнул построить теплицы и смог полностью закрыть потребности региона в этих товарах. В западной части региона есть небольшое хозяйство по выращиванию клубники.

    Молочные фермы в регионе тоже действуют. В основном они работают рядом с небольшими поселками, куда молоко каждый день просто не довезти.

    - У нас животноводство появи-лось еще в 70-е годы как сопутствующий вид деятельности. Тогда мы держали сотни коров и могли полностью обеспечить поселок Красное молоком, - рассказывает Игорь Ледков, заместитель директора оленеводческого хозяйства "Харп". - Сейчас осталось 50 голов, молоко сдаем в местные магазины. Пару лет назад хотели расширить линейку продукции, начали делать масло, но его себестоимость получилась 1200 рублей за килограмм - сумма, неподъемная даже для северян. Была мысль сыр производить или еще что-нибудь, но для всего нужно оборудование, а установки рассчитаны обычно на большие партии продуктов. Плюс ко всему производство молока дотируется. Когда берешь все эти факторы во внимание, получается, что в нынешних условиях фермер может хоть как-то выйти на рентабельность, только занимаясь молоком.

    Скоро в округе начнется строительство современного животноводческого комплекса. Предполагается, что там, помимо молока, будут делать кефир, йогурты, творог. Очевидно, что произвести десять сортов сырков и 15 видов кефира хозяйство не сможет, но такой цели и не стоит, программа минимум сейчас - удовлетворить базовые потребности жителей в местных товарах первой необходимости.

    Деревни кочегаров

    Заниматься сельским хозяйством в Заполярье можно и нужно. Другой вопрос, что современный производственный комплекс требует колоссальных затрат энергии. А пока в Ненецком автономном округе газ проведен только в Нарьян-Маре да в Красном. Все остальные населенные пункты отапливаются углем, из-за чего их на местном сленге часто называют "деревни кочегаров". Уголь везут с "Большой земли", собственно, это главный товар Северного завоза. Например, осенью по Печоре доставили 14 455 тонн угля, по морю - 16 128 тонн. Но использование угля в производстве нерационально, уж очень сильно возрастает себестоимость продукции.

    Прямая речь

    Игорь Кошин, врио губернатора Ненецкого автономного округа:

    - Каждый год Северный завоз - это как сводки с поля боя. У нас есть маленькие и очень труднодоступные населенные пункты, куда заход грузовым судам возможен только две недели в году, если время упущено, то возникают серьезные проблемы с доставкой. Задача ведь состоит не в том, чтобы привести топливо в Нарьян-Мар, а в том, чтобы доставить его жителям побережья. Настало время менять саму структуру Северного завоза. Сейчас экономисты просчитывают целесообразность перехода с угля на электричество. Параллельно рассматривается возможность развозить по деревням сжиженный газ в емкостях. Если мы сможем снизить долю угля, то появится возможность больше завозить, к примеру, дизельного топлива. Тогда заниматься производством в Заполярье должно стать проще.

    Поделиться