31.03.2014 23:44
    Поделиться

    Лесопромышленный комплекс России обеспечивает до 3 процентов ВВП

    Импортеры лесоматериалов на европейский рынок должны доказать их легальность
    Ряд стран, и прежде всего США, страны ЕС, Швейцария, Австралия приняли законодательство, препятствующее ввозу в эти страны лесопродукции незаконного происхождения. Так, согласно требованиям нового Регламента ЕС все импортеры лесоматериалов и продукции из древесины на европейский рынок должны доказать легальность закупаемых лесоматериалов. Частично под эти требования подпала и лесопродукция, экспортируемая в Китай, который занимается обработкой леса и реэкспортирует продукцию с добавленной стоимостью на рынки США и ЕС.

    В итоге часть экспортируемой лесопродукции российского происхождения подпала под требования этого законодательства. Многие лесопромышленные компании РФ заранее подготовились к введению Регламента ЕС по древесине. В частности, в 2013 году зафиксирован беспрецедентный рост сертифицированных лесов на 8 млн га, а общая площадь сертифицированных лесов достигла 39 млн га. Всего площадь лесов, находящихся в аренде, сегодня составляет 120-130 млн га. Более 100 ведущих лесозаготовительных компаний и 400 лесоперерабатывающих и лесоторговых компаний имеют на руках международные сертификаты, что позволяет существенно снизить риски для бизнеса и обеспечить лучший сбыт лесопродукции на рынки Евросоюза и других стран.

    Какие новые требования придется соблюдать экспортерам? Согласно новому Регламенту ЕС операторы (организации, которые ввозят лесоматериалы и продукцию из древесины на рынок ЕС - трейдеры, торговые представители) должны подтвердить легальность ввозимых ими лесобумажных материалов. Законодательство применяется ко всем видам продукции, кроме печатных материалов.

    Законодательство требует, чтобы трейдеры имели систему "должной добросовестности - Due Diligence" по контролю происхождения древесины. Оператор должен иметь доступ к информации, которая характеризует древесину и лесобумажные материалы, страну происхождения (а где возможно и регион в стране), виды древесины, количество, поставщика и информацию о соответствии национальному законодательству (не только лесному, но и, к примеру, природоохранному). Также оператор должен оценить риск появления незаконной древесины в его цепочке поставок, на основе собранной информации и критериев законодательства. Если согласно оценке будет видно, что имеется риск появления незаконной древесины в цепочке поставок, этот негативный фактор должен быть уменьшен. Будут запрошены требования дополнительной информации и верификации от поставщика.

    Те операторы, которые не могут или не хотят использовать собственные системы должной добросовестности, должны использовать услуги специализированных мониторинговых организаций, аккредитованных ЕС. Сейчас аккредитовано всего две таких организации.

    Кроме того, законодательство ЕС предусматривает возможность проверки операторов рынка соответствующими контролирующими органами. Как правило, это инспекции при министерствах по охране окружающей среды или при иных госорганах стран ЕС. В случае выявления сомнительной древесины к оператору рынка могут применяться санкции - от административных до уголовных. Пока инспекции только создаются и правоприменительная практика еще не сформировалась. Тем не менее сейчас уже рассматриваются как минимум два дела по импорту в ЕС сомнительной тропической древесины.

    Соответственно, трейдеры (покупатели) в свою очередь также могут проверить достоверность предоставляемых сведений путем проверок своих поставщиков. Многие известные компании проводят такие проверки в России уже не один год, опыт наработан. Такие проверки включают в себя учет источников поступления продукции, полевые проверки поставщиков на предмет соблюдения ими требований законодательства. Контролируют своих поставщиков такие компании как Стора Энсо, ЮПМ, Метсялиито, Шведская ИКЕА и ряд других компаний.

    Что на практике означают требования законодательства ЕС для российских поставщиков? По факту очень многие покупатели российских лесобумажных материалов из стран ЕС запрашивают у российских поставщиков различные документы, подтверждающие легальность поставляемой продукции. ЕС не дает четкого списка таких документов, поэтому обычно прилагаются такие документы, как копии договора аренды лесного фонда, лесных деклараций, различные товарно-транспортные накладные и т.д.

    Однако гарантировать легальность поставляемой продукции с помощью таких документов нельзя. Они только свидетельствуют о наличии у поставщика прав на заготовку продукции, но не объясняют каким именно образом - с нарушением законодательства или без него - эта заготовка производилась.

    Гораздо более надежным подтверждением соответствия требованиям законодательства ЕС являются результаты проверки поставщика третьей стороной, например, сертификат международной системы лесной сертификации. В этом случае поставщик может предъявить по запросу не только документы, удостоверяющие его право на заготовку древесины, но и представить независимую оценку того, в какой степени его компания соблюдает применимое законодательство. Немаловажно, что эта оценка является публичной и доступна на специализированных сайтах.

    Уже в 2014-2015 году можно ожидать первых проверок операторов рынка и появления правоприменительной практики по выполнению законодательства ЕС. Только после этого можно будет оценить эффективность применяемых сейчас поставщиками способов соответствия законодательству ЕС.

    Между тем лесопромышленный комплекс РФ занимает важное место в экономике страны, обеспечивая до 3% ВВП. В 2013 году, по данным ГТК РФ, объем экспорта лесобумажных материалов РФ составил около 10,5 млрд долларов.

    Поделиться