27.03.2014 23:02
    Поделиться

    В ЦДХ открывается Российский антикварный салон

    В нынешнем, 36-м по счету, Российском антикварном салоне участвуют около 250 галереей, стенды которых займут второй и третий этажи ЦДХ.

    В этом году на Салоне свой юбилей намерена отметить Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров, созданная в 2004 году как некоммерческое партнерство. Возможно, это послужит поводом для галерей, входящих в МКААД, не только обратить внимание покупателей на раритеты, но и сделать интересные тематические экспозиции.

    В этом году акцент, похоже, обещан на искусство ХХ века: модерн, авангард и советское искусство. Лондонская галерея Джеймса Баттервика даст возможность познакомиться более основательно с творчеством Александра Богомазова, ученика К. Юона и Ф. Рерберга. Идеей скрещенья кубизма с футуризмом увлекались многие, включая Малевича, Гончарову, Удальцову. Для них это был лишь один из этапов поисков нового языка искусства. Но для Богомазова, автора работы "Живопись и элементы" (1914), он стал главным.

    Традиционно интересные экспозиции делает галерея "Русский авангард 10-30-х годов". В этом году она главной темой выбрала конструктивизм, представляя образцы советского текстиля 1930-х, киноплакаты 1920-х в духе братьев Стенбергов, проект по проведению массовых празднеств и эскиз окончательного варианта панно "Электроэнергия", которое делал В.Ф. Мигаев... Но ставка делается отнюдь не только на артефакты эпохи. Среди обещанных раритетов - детские конструктивистские книги Мандельштама и книги Эль Лисицкого и Родченко.

    Ту же эпоху представит галерея "Два века", но в фокусе ее внимания кроме образцов советских набивных тканей - советский агитационный фарфор. Что касается "агитационной" бронзы, то ретроспективный взгляд на работы Манизера, Вучетича, Крыжановской, посвященные спорту, позволит бросить галерея искусств Елены Зениной.

    Наконец, специальный проект нынешнего антикварного салона позволяет вспомнить на войну, с которой, собственно, и начался если не закат Европы, то закат двух ее крупнейших империй - Австро-Венгерской и Российской. Надо сказать, что дорогу, ведущую в окопы, к первым газовым атакам и первым аэропланам над линией фронта, а потом и революционным потрясениям, все страны Европы встречали с редкостным патриотическим подъемом. Россия не была исключением. Экспозиция "Первая мировая война и русский авангард" демонстрирует, что художники авангарда и тут не остались в арьергарде. Издательство "Сегодняшний лубок", организованное футуристами во главе с Владимиром Маяковским и привлекшее к сотрудничеству, в частности, Казимира Малевича и Аристарха Лентулова, откликнулось на злобу дня. Оно выпустило около 50 открыток и 23 плакатов с сатирическими текстами поэта и карикатурами на "германцев". Между прочим, знаменитое стихотворение "Вам!", написанное Маяковским всего год спустя, в 1915-м, отнюдь не было революционным. Перед нами все то же прямое обращение, но не к тем, "приведенным на убой", для которых предназначались лубки, а к элитам, "любящим баб да блюда", к совести (если не патриотизму) которых поэт пытался воззвать. Опыт "Сегодняшнего лубка", без сомнения, пригодился поэту в 1918-м, во время работы над "Окнами РОСТа".

    Если авторы "Сегодняшнего лубка" опирались на массовую народную продукцию, то Наталья Гончарова в знаменитой серии "Мистические образы войны" (1914) - на образы икон. Но, в отличие от лихих ура-патриотичных карикатур коллег, ее литографии несут отчетливый трагический оттенок. Даже в тех, где, казалось бы, война рисуется как "священная" ("Пересвет и Ослябя", "Христолюбивое воинство"), возникает тема крестного пути. Трагическая тема жертвенности и смерти звучит в полную силу в работе "Ангелы и аэропланы" и "Видение". Нельзя не признать, что Гончарова демонстрирует гораздо более зрелый, мощный дар понимания и видения ситуации, чем ее коллеги по цеху.

    Наконец, в альбомах Ольги Розановой и Алексея Крученых 1916 года ("Война", "Вселенская война Ъ") появляется образ, если угодно, книги после конца книги. Новый язык, в том числе супрематического коллажа, демонстрирует буквально физическую невозможность апеллировать к старым смыслам и старым формулам. После трех лет мировой бойни они ассоциируются с теми способами манипуляции массами, которые в ходу по обе стороны линии фронта.

    Словом, специальная экспозиция Российского антикварного салона, где будет представлено более 150 графических листов периода Первой мировой, выглядит многообещающим проектом.

    Поделиться