27.03.2014 13:40
    Поделиться

    Новгородские приставы посоветовали заемщикам оценить долговую нагрузку

    Взять кредит несложно. А как расплачиваться?
    В начале марта в квартире одного из домов Великого Новгорода прогремел взрыв. Хозяин жилья, 54-летний мужчина, скончался в больнице. Его пожилая соседка, которую придавило стеной, погибла на месте. По предварительным данным, взрыв устроил мужчина - пытался покончить с собой. Его квартира была в залоге, и незадолго до происшествия жилье арестовали и направили на реализацию в счет погашения долгов по ипотечному кредиту.

    Газ - и все

    Позже выяснилось, что взрыватель был злостным неплательщиком по кредитам и даже дважды менял фамилию, чтобы укрыться от ответственности.

    - Будучи еще гражданином Е., он пользовался мнимой доступностью кредитов и получал их в различных финансовых организациях, - рассказывает специалист УФССП России по Новгородской области Геннадий Стрелков. - В итоге за гражданином Е. числилось более десяти исполнительных производств по кредитам на сумму свыше 12 миллионов рублей. Сменив фамилию с Е. на С., мужчина продолжил копить долги. На гражданина С. у новгородских судебных приставов находилось на исполнении десять производств в общей сложности на 378 тысяч рублей и еще одно исполнительное производство по взысканию залогового имущества - двухкомнатной квартиры, где и произошел взрыв.

    В больнице мужчина признался следователям, что пытался покончить с собой - напустил в помещение газ и чиркнул спичкой. Запутавшись в долгах, он выбрал самый простой и одновременно самый страшный выход.

    За этим из ряда вон выходящим случаем стоит серьезная проблема: нередко новгородцы берут на себя кредиты, по которым они не в силах рассчитаться. Только в текущем году судебные приставы региона арестовали по решениям судов двенадцать квартир и домов, которые находились в залоге у банков. А в прошлом году в Новгородской области "под арестом" оказались 25 квартир.

    В целом по стране, по оценке Национального бюро кредитных историй, россияне задолжали банкам порядка 10 триллионов рублей. 60 процентов этой суммы приходятся на дорогие необеспеченные кредиты. Для сравнения: планируемые доходы бюджета нашей страны в этом году составляют около 13,5 триллиона рублей.

    Специалисты настоятельно советуют потенциальным заемщикам оценивать долговую нагрузку, которая ляжет на их плечи вместе с кредитом. Сделать это достаточно просто. Нужно разделить размер ежемесячного платежа по кредиту на фактический ежемесячный доход и умножить результат на 100. Если полученная цифра будет больше 25-30, стоит задуматься, так ли уж нужно влезать в долги.

    Насильно мил не будешь

    Впрочем, нередко людям буквально выкручивают руки, предлагая ненужные кредиты. В прошлом году исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru провел опрос, согласно которому с навязыванием кредитных продуктов со стороны банков сталкивались три четверти россиян. При этом 13 процентов респондентов взяли ненужные кредиты под давлением банковских работников.

    - И хотя некоторые понимали, что "у банковских служащих такая работа" и "каждый банк хочет заработать на ком-то", отношение к финансовым учреждениям после случаев навязывания кредитных продуктов у 59 процентов опрошенных изменилось к худшему, - отмечают исследователи. - Лишь один из сотни клиентов сказал о позитивных переменах. У 28 процентов отношение к банку не изменилось.

    С навязыванием ненужных кредитов сталкивались три четверти россиян. 13 процентов влезли в долги под давлением банковских работников

    Как отметили в Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП), самих менеджеров побуждает быть навязчивыми модель дистанционных продаж продуктов, выстроенная банками. По некоторым данным, лидерство по числу проданных через колл-центр кредитов дает оператору ежемесячный бонус, равный половине его зарплаты.

    С одной стороны, по мнению представителей ОЗПП, на российском рынке действительно существует практика навязывания кредитных продуктов. Причем изначально кредиты позиционируются как доступные, а затем выясняется, что они достаточно обременительны. С другой стороны, все списывать только на банки неправильно. Все-таки решение, брать или не брать кредит, принимает сам потребитель.

    - Навязать кредит, по сути, нельзя, - комментирует ситуацию юрист ОЗПП Денис Ульянов. - Человек, который подсознательно хотел что-то купить в кредит, в итоге так и сделает, а тот, кто кредит брать не хочет, его не возьмет ни под каким предлогом.

    По мнению правозащитника, случай, когда вам звонят и настойчиво предлагают деньги в долг под проценты, - это не навязывание услуги, а реклама.

    - Вы каждый день по телевизору видите сотни рекламных роликов, но это не значит, что вы приобретаете все эти товары, - продолжает Денис Ульянов. - С банками ситуация схожая.

    Борцы с возражениями

    Другое дело, когда потенциального клиента подвергают агрессивному психологическому воздействию. Яркий пример - маркетинговая политика продавцов одной импортной косметической марки. Представители компании приглашают женщин на бесплатную спа-процедуру, а потом настойчиво предлагают приобрести чемоданчик с косметикой стоимостью около 40 тысяч рублей.

    Во время процедуры потенциальных клиенток угощают расслабляющим травяным чаем, включают фоном приятную музыку, зажигают ароматические свечи, делают легкий массаж. "Чудо-косметикой" обрабатывают только одну половину лица. Сотрудницы компании - улыбчивые доброжелательные девушки - владеют специальной маркетинговой техникой "борьбы с возражениями". На любое "нет" у них заранее заготовлено свое "да". Если клиентка скажет: "Мне надо посоветоваться с мужем", ей ответят: "А разве муж советуется с вами, когда покупает зимнюю резину?" Если клиентка возразит, что косметика очень дорого стоит, ей прочитают лекцию о том, как много ненужных вещей она покупает каждый день, а на свою красоту денег жалеет.

    - Меня попросили взять на процедуру паспорт, якобы чтобы удостовериться, что к ним пришла именно я, - рассказывает жительница Калининграда Галина. - На самом деле документ нужен был для других целей: пока меня "обрабатывали" в процедурном кабинете, в соседнем кабинете на мое имя составили кредитный договор. Я была такая расслабленная, такая довольная, что не помню, как подписала этот договор. Очнулась дома - с чемоданом сомнительной косметики и долгом в полторы моих зарплаты.

    В популярной российской социальной сети есть целая группа женщин, невольно ставших клиентками продавцов косметики. В списках сообщества - свыше шести тысяч представительниц прекрасного пола из многих регионов России, в том числе практически из всех регионов СЗФО. Участницы этой группы и юристы утверждают, что вернуть навязанный чемоданчик можно. Главное - грамотно составить претензию и не терять уверенность в себе.

    - Мне удалось расторгнуть кредитный договор, - продолжает Галина. - Утром на следующий день, пока банк еще не перевел деньги продавцам косметики, я пришла в кредитную организацию и написала заявление об отказе от кредита. Потом мы с мужем пришли в салон и подали руководителю письменную претензию. Поводов, чтобы вернуть косметику, можно найти много. На маркировке товара отсутствует информация о противопоказаниях к применению. В составе продукции имеются биологически активные компоненты, которые могут вызвать аллергию, хотя в буклете говорится, что косметика подходит для всех типов кожи. Ну и так далее. Сначала нас пытались переубедить, потом смеялись в лицо и угрожали судами. Затем все же расторгли договор и забрали назад чемодан.

    На заметку

    Как вернуть продавцу навязанное приобретение

    Не пользуйтесь товаром (не распечатывайте косметику, не убирайте квартиру "чудо-пылесосом" и так далее).

    Изучите покупку, определите недостатки, из-за которых вы хотите вернуть товар продавцу, составьте претензию. Согласно статье 18 закона "О защите прав потребителей", потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

    Не возвращайте товар в одиночку, возьмите с собой мужа, родственника, друга или подругу (на двух человек сложнее оказать психологическое воздействие).

    Тщательно проверяйте документы о расторжении договора - там может быть пункт о неких денежных отступных с вашей стороны.

    Будьте уверены в своей правоте. Как правило, "агрессивные" маркетологи, столкнувшись с грамотно составленной претензией, предпочитают не доводить дело до суда. Но даже суд будет на вашей стороне, если у товара действительно есть недостатки.

    Поделиться