26.03.2014 23:20
    Поделиться

    Мария Городова: Как победить в себе страх

    Как победить в себе страх
    "Мари, привет! Прочитал статью "Радость победы" ("РГ - Неделя" N58). Эйфория - это прекрасно. Только враг не дремлет, пардон, это я про наших западных партнеров. Запугивают санкциями, грозятся изоляцией. Понимаю, что ты пишешь про небесное, но давай, может, один раз спустимся на землю и поговорим про то, что с этими угрозами делать?"
    Кот Матраскин

    И вам день добрый! Вы спрашиваете, что делать, когда нас запугивают? Как что? Не бояться! Страх - эмоция разрушительная. Страх парализует, делает нас нерешительными, лишает воли. Напуганные, мы бесхарактерно колеблемся вокруг наших, часто мнимых, сомнений. Устрашившись, впадаем в состояние беспричинной тревоги. Перестав сопротивляться захватывающему нашу душу чувству, начинаем паниковать, шарахаясь от своей же тени. Сдавшись на милость дрожи ужаса, уже обрекаем себя на погибель - еще до того, как она по факту произошла. Такова губительная логика действия страха на нашу душу и тело. Поэтому те, кто нас запугивает, знают, что делают. Они готовят плацдарм для своей победы над нами. И не важно, кто это - министр иностранных дел далекой страны или цыганка с ближайшего рынка, грозящая нам всевозможными карами, если мы не позволим ей вытянуть из нас все до последней копейки. Расчет и у первого, и у второй всегда одинаков. Цели, с которыми это делается, тоже. А значит, все. Больше ни о самих угрозах, ни о тех, кто нас усердно стращает, ни слова. Почему? Потому что причина страха - и давайте это четко усвоим раз и навсегда! - никогда не бывает вовне. Она всегда в нас. Научиться побеждать страх - вот задача, над которой стоит работать. Помните, как у Высоцкого в его в "Горной лирической"?

    Ну вот, исчезла дрожь в руках,

    Теперь - наверх!

    Ну вот, сорвался в пропасть страх -

    Навек, навек.

    Для остановки нет причин -

    Иду, скользя,

    И в мире нет таких вершин,

    Что взять нельзя.

    А для того чтобы понять, как совершить этот акт победы над собой, давайте задумаемся, почему человек боится? Разобраться в этом вне критериев добра и зла, используя только методологию психоанализа, невозможно. Поэтому обратимся к трудам богословов и аскетов. Борьбе со страхом посвящены и поучения святого Иоанна Лествичника, синайского монаха-подвижника VI в., его книга "Лествица" была необычайно популярна на Руси издревле. Искусству побеждать, в том числе и страх в себе, учил наш гениальный полководец А.В. Суворов. Разработанная им система воспитания духа - настоящая сокровищница, нами, увы, недооцененная и преступно забытая. И, наконец, проблеме преодоления страха посвящена целая глава в знаменитой книге архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) "Апокалипсис мелкого греха". Суммируем этот бесценный опыт.

    1 Откуда в человеке страх?

    До грехопадения человек был бесстрашен. Созерцая Бога, не разорвав с Ним связь, он в своем Творце черпал основу жизни. "Перестав пребывать в раю сладкого Божьего доверия и своего доверия к Богу, люди стали мучительно всего бояться и весь мир пугать собою". Наши болезни, наши страхи, наши смятения и ужасы "вползли, вбежали, влетели в мир внешний чрез внутренний мир человеческой души, содрогнувшейся и потрясшейся от своей измены Богу". Страх - это "агония одиночества", результат отлученности от Бога.

    2 Всем ли он свойственен?

    Да, но легче изжить страх тела, чем страх души, потому что страх души - показатель того, что в ней живет гордыня, живут страсти.

    3 Какие виды страха существуют?

    В человеке живет целый ряд, клавиатура различных, между собой не схожих страхов. "Начинаясь в сфере низкой, грубой, дисгармонической, душевное переживание, связанное со страхом, растворяется в высочайшей и тончайшей гармонии небесного мира". Страхи, связанные с "эго" человека, можно отнести к низшему регистру. Страх, или, точнее, священный трепет человека при встрече с Высшим - чувствования регистра высшего. Страх Божий называют "началом премудрости", потому что он бесконечно развивает и "возвышает душу человека, выводя ее из сферы всякой боязливости".

    4 Возможна ли окончательная победа над страхом?

    "Все омрачающееся и чего-то все время страшащееся на каждом шагу человечество может быть излечено от темного страха только новым страхом, высшим, светлым; уже не бессмысленным трепетанием пред ужасом жизни и рока, но страхом благоговения пред законом Творца и Его Духа, страхом нравственной ответственности за данные таланты истины и любви. Так страх оказывается преображенным, поднятым к небу. Глубокая душевная раздвоенность, многими людьми переживаемая и сознаваемая, может быть исцелена только очищением и освящением страха. Уничтожить в своих переживаниях всякий признак какого-либо страха невозможно. Но можно возвысить свой страх. В этом совершается религиозное цветение человеческой личности".

    5 Есть ли приемы победы?

    Да, например, такой. "Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состарится с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя". Смысл наставления прост: выходи навстречу врагу. Но выходи подготовленным - вооруженным молитвой, упованием на Божью милость. И, что не менее важно, А.В. Суворов это знал, натренированным, приспособленным к бою как духовному, так и физическому, натренированным до автоматизма.

    6 Всегда ли хорошо бесстрашие?

    Нет. "Бесстрашие часто является не признаком Вечной Жизни, в нас начавшейся, а только одним из выражений, нашего бесчувствия к тайнам жизни и ее святыням"

    7 Чего боялись святые?

    "Любящий волю Божию более своей жизни страшится сделать что-либо в мире "от себя", а не "по Богу": сделать что-либо так значит для него причинить себе мучения. И человек осторожно ходит и наполняет мир только благоуханным медом жизни. Человек страшится греха, но не как внешней, роковой силы, а как чего-то, созвучного своей слабости... "Не введи нас (нашу слабость!) во искушение" (во испытание), "не подвергай ее экзамену", просит Бога смирившийся человек... "На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия" (Пс.90:13) - отвечает человеку Бог. Эту истину 90-го псалма знает верная Богу душа и не боится ни тьмы мира окружающего, ни своей. Она боится лишь одного: страшно огорчить Любимого!"

    8 Что выше страха?

    "Страх всегда вдохновлен каким-то духом. Темные страхи гнетут, обессиливают, убивают. Светлые страхи собирают душу, очищают, вводят в мир Святаго Духа. Темный страх есть недостаток любви к Богу и к ближнему. Любящий перестает страшиться. "Любовь побеждает страх" (1Ин.4:18). Как свобода движения побеждает скованность, так любовь побеждает страх. Чистая, сыновняя отданность человека Богу или братская отданность сердца другому человеку побеждает страх себялюбия, захолаживающий, леденящий сердце. Но это относится только к истинной любви. Неверная, движущаяся страстью или похотью любовь не знает бесстрашия; она не побеждает страха, но усиливает его, так как усиливает самость человека".

    9 Парадокс: сила в слабости.

    "Мир ищет "сильных" и их рассеивает, как прах. Творец приближает к Себе "слабых" (в их собственном сознании), так как только правдиво осознавший себя слабым, нуждающимся в силе Божьей, человек может принять силу Божию".

    Опыт души, соприкоснувшийся с Любовью Божьей, запоминается ею навечно.

    "И пусть пройдет немалый срок,

    Мне не забыть,

    Как здесь сомнения я смог

    В себе убить.

    В тот день шептала мне вода:

    "Удач всегда..."

    А день... какой был день тогда?

    Ах да - среда!.."

    Молитва Священному Кресту, читаемая в опасностях и искушениях

    Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

    Поделиться