24.03.2014 23:44
    Поделиться

    Государство переходит на территориально-кластерную поддержку бизнеса

    О том, что в России необходимо поддерживать и развивать малый и средний бизнес, сейчас говорится очень много. Подходы и меры предлагаются разные, но наиболее эффективный и результативный - это территориально-кластерный. Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса, поддерживается государством и при этом минимизирует возможность для коррупции. По своей сути такая политика предполагает не распределение поддержки по отраслевым компаниям (в этом случае ничего принципиально изменить было бы невозможно), а создание необходимой, эффективной инфраструктуры, благодаря которой малый и средний бизнес будет включен в международные и российские производственные цепочки.

    На Западе предприятия группировались в кластеры естественным образом, за счет большей концентрации субъектов предпринимательской деятельности. У нас ситуация другая - наиболее конкурентоспособные организации и предприятия во времена СССР сознательно размещались в границах территориально-производственных комплексов. На этих территориях остается значительный производственный, научный и образовательный потенциал. При этом сейчас 400 крупнейших компаний производят 70% ВВП, соответственно, все виды деятельности, кроме торговли, пока очень сильно монополизированы. Существует огромный разрыв между крупными компаниями, малыми и средними. Малый и средний бизнес повторяет, что ему нужен гарантированный госзаказ на собственную продукцию и услуги. Но существуют причины, по которым малому и среднему бизнесу встроиться в производственные цепочки сложно. Во-первых, бизнес не доверяет друг другу. Во-вторых, малый бизнес в производстве зачастую недотягивает до нужного уровня качества. Например, крупный бизнес мог бы вынести на аутсорсинг производство каких-то отдельных деталей, элементов, но у многих малых компаний нет достаточного опыта и соответствующего оборудования, чтобы качественно и в необходимый срок выполнить заказ. А значит, невозможно однозначно критиковать крупные компании за отсутствие поддержки малого бизнеса. Как же разорвать существующий замкнутый круг?

    Создать условия для роста малому и среднему предпринимательству (МСП) в промышленных секторах, что позволит МСП получить заказы от крупных компаний. Во-первых, для повышения компетенции МСП в рамках кластера важно развивать инфраструктуру: центры кластерного развития, центры инжиниринга, центры коллективного пользования; стимулировать, покупать за счет софинансирования со стороны государства лицензии, сертификаты, конструкторскую документацию, технологии.

    Во-вторых, изменить устаревшую парадигму управления отраслями на управление развитием, управление территориально-отраслевыми комплексами. Так как фактически сейчас нет изолированной отрасли, которая не пересекается в цепочке поставок или производства с другими отраслями. Конкурентоспособность конечного продукта, и в итоге экономики, зависит от эффективности комплексного взаимодействия. В-третьих, развивать финансовые продукты. Уже сейчас многие банки подчеркивают, что для них категория надежности заемщика малой компании, гарантированно поставляющей продукцию крупному бизнесу, значительно выше.

    Необходимо изменить устаревшую парадигму управления отраслями на управление развитием, управление территориально-отраслевыми комплексами

    С позиции государственного управленца, даже очень талантливого, невозможно руководить проектом, потому что нельзя глубоко вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов. Перед органами власти стоит задача формирования политики, определение приоритетов без вмешательства в оперативную деятельность.

    Бизнес сам инициировал создание на федеральном уровне экспертного и общественного центра процедур "Новая индустриализация". Его ключевой задачей является согласование на всех этапах интересов основных участников территориально-отраслевого комплекса, включая федеральные органы государственной власти, региональные, малый, средний и крупный бизнес. Как это работает? Эксперты и независимые консультанты подтверждают потенциал территориально-отраслевого комплекса (ТОК). Критерии первичного отбора включают в себя географические и исторические предпосылки; экономический и маркетинговый анализ; наличие портфеля проработанных инвестиционных проектов, инновационной и производственной инфраструктуры; наличие заинтересованных частных инвесторов и ряд других факторов. Затем закрепляется ответственное лицо со стороны субъекта РФ. Одновременно разрабатывается стратегия ТОК с участием потенциальных бизнес-участников; закрепляется стартовый состав его участников и создается рабочая группа (или кластерная ассоциация). Затем проводится выездное совещание АНО ЦОП "Новая индустриализация". Разрабатывается программа ТОК и предложения по эффективным мерам государственной поддержки, включая нефинансовые меры, а Наблюдательный совет ее рассматривает. После этого прорабатывается перечень поручений правительства по реализации программы ТОК.

    Уже на начальном этапе проработки проекта, обеспечивая инфраструктурную, интеллектуальную и технологическую поддержку совместно с минэкономразвития, мы зафиксировали прирост количества малых и средних предприятий, включенных в цепочки добавленной стоимости ТОК, как один из ключевых показателей эффективности реализации проекта.

    Сейчас отбирается Топ-10 проектов в разных областях деятельности, чей опыт будет масштабироваться и тиражироваться. В Топ-10 войдут приборостроительный, машиностроительный кластер в Новосибирской области; Омский кластер по глубокой переработке зерна.

    Анастасия Алехнович, координатор деятельности Общественных омбудсменов, Аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

    Поделиться