23.03.2014 03:35
    Поделиться

    В чем ходил Вертинский?

    Его не принял во МХАТ сам Константин Станиславский. Зато Чарли Чаплин рукоплескал на его выступлениях. Ему приписывали романы с Гретой Гарбо и с Марлен Дитрих, а он по-настоящему влюбился лишь в актрису и художницу Лидию Циргваву. Его слава пошла из московских ресторанов, а в эмиграции расплылась по всей  Европе и Америке.

    Кажется, сегодняшняя молодежь с трудом представляет себе, о ком идет речь, кто такой Александр Вертинский. Хотя… песни его и сегодня исполняют самые непохожие друг на друга музыканты, от БГ до Кобзона, от Арбениной до Александра Ф. Скляра и Богушевской.

    Государственный литературный музей совместно с дочерью Александра Николаевича - народной артисткой России Анастасией Вертинской и художником Юрием Купером организовали выставку, приуроченную к 125-летию артиста, поэта и композитора, уникального "русского Пьеро".

    На выставке представлено множество афиш, фотографий и материалов, рассказывающих о дружбе Вертинского с Федором Шаляпиным, Анной Павловой, Риной Зеленой и многими другими. Говорят, Станиславскому не понравилось когда-то его картавое "р" - но актером Вертинский все-таки стал. В постановке "Танго” на сцене Театра миниатюр он у кулис исполнил шутливую песенку, за что был отмечен рецензентом "Русского слова": "Остроумный и жеманный Александр Вертинский".

    Свои первые песни - "Маленький креольчик", "За кулисами", "Ваши пальцы пахнут ладаном" - он посвятит Вере Холодной, в которую, как поговаривали, был тайно влюблен. Именно в этот период Вертинский придумал себе новую программу "Песенки Пьеро": стал выходить на сцену загримированным и в специально сшитом костюме печального паяца под мертвенным светом рампы. Исполнял как собственные стихи, так и песни на стихи поэтов Серебряного века. Очень скоро заговорили о его "феномене почти гипнотического воздействия не только на обывательскую, но и на взыскательную элитарную аудиторию".

    Еще один его образ - "черного Пьеро". Песни его стали ироничнее и язвительней.

    Вертинскому удалось создать новый жанр, неведомый прежде русской эстраде - жанр авторской песни. Сам он называл свои песни "ариетками". Каждая - как отдельная новелла, небольшой спектакль.

    После революции Вертинский стал эмигрантом. В своих воспоминаниях он писал: "Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О, нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность". Позже, вернувшись в СССР, Вертинский столкнулся с холодностью официальной прессы, о чем и писал иронично: "Я существую на правах публичного дома, все ходят, но в обществе говорить об этом не принято".

    "Страсть к приключениям" помогла ему встретить главную любовь своей жизни - Лидию Вертинскую. Из Шанхая он вернулся в СССР уже с красавицей супругой, трехмесячной дочерью Марианной и имуществом в два сундука.

    Что еще можно увидеть в Литературном музее? Бабочка, расческа, ноты, сигареты, которые курил Вертинский, часы, которые когда-то пели английскую песню в его кабинете, стол, за которым он работал, архивные документы, фотографии, тот самый сундук, фильмы с его участием... А еще здесь звучит голос артиста: фонограмма будто сближает нас, погружая во время, когда сияла звезда артиста…

    Выставка в Государственном литературном музее в "Доме И.С.Остроухова в Трубниках" (Трубниковский пер., 17) открыта до 30 мая 2014 года.

    Поделиться