20.03.2014 05:10
    Поделиться

    Скрипач Лоран Корсиа и пианист Марк Лафоре дали интервью "РГ"

    "Единственный способ хорошо сыграть - полностью отдаться музыке"
    В Малом зале консерватории состоялся вечер французской музыки; сочинения Равеля, Дебюсси, Франка представил виолончелист Александр Князев. Еще двух солистов по его предложению пригласила Московская филармония - скрипача Лорана Корсиа и пианиста Марка Лафоре. Лоран Корсиа - победитель конкурсов имени Паганини в Генуе и имени Тибо в Париже, выступает с крупнейшими оркестрами и дирижерами мира, неоднократно гастролировал в России. Марк Лафоре был удостоен четырех наград XI конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве (1985), тогда же стал победителем Young Concert Artists International Auditions - конкурса молодых музыкантов в Нью-Йорке. Выступал в Париже, Нью-Йорке, Вашингтоне, Москве, Токио, Осаке, Лондоне, Шанхае, Санкт-Петербурге, Берлине, Мюнхене, Вене, Милане, Риме, Амстердаме, Варшаве, Стокгольме, один из лучших исполнителей Шопена.

    Марк, правда ли, что у вас русские корни?

    Марк Лафоре: Чистая правда - один из моих дедушек родился в Одессе. Мне, к сожалению, не доводилось там побывать, хотя я  очень хочу поехать туда.

    Какой по счету это ваш приезд в Москву?

    Марк Лафоре: Четвертый. В первый раз я приезжал давно, во второй - существенно позже, на фестиваль "Кремль музыкальный" Николая Петрова, замечательного человека. Но я впервые выступаю здесь в камерном ансамбле. Если не считать закрытого концерта с Владимиром Спиваковым несколько лет назад. Наша встреча очень важна для меня - он был одним из первых скрипачей, с которыми мне довелось сыграть дуэтом. Он дал мне столько ценных советов и так мне помог понять некоторые сочинения, - ту же Сонату Франка - что я до сих пор ему благодарен: замечательный скрипач и прекрасный музыкант. Впервые мы встретились около 15 лет назад - у нас был концерт в Париже, где он тогда проводил много времени; мы играли один из концертов Моцарта.

    Лоран Корсиа: А я приезжал много раз, выступал и с маэстро Спиваковым, и с "Русской филармонией", и не только. В этот раз мы играем в Малом зале консерватории - отличное место, хорошая акустика, приятная атмосфера. Наша программа этому залу очень подходит: Соната Дебюсси для фортепиано и виолончели - разве это не шедевр? А чего стоят его Скрипичная соната, Фортепианное трио Равеля, Скрипичная соната Франка в переложении для виолончели - настоящие вершины! Именно такую программу хотел исполнить Саша Князев - представить красивую панораму французской музыки рубежа веков.

    Вы с ним давно знакомы?

    Марк Лафоре:  Не слишком - два года, это наше первое с ним выступление. Он человек огромного таланта, необыкновенно внимательный к тому, чтò он играет, один из выдающихся виолончелистов наших дней.

    Лоран Корсиа: Мы с Сашей не раз играли и в России, и во Франции, и мне это доставило огромное удовольствие: он очень упорная и страстная личность. Не из тех музыкантов, кто ограничивается лишь внешней стороной дела - он проникает в музыку глубоко, как может, и это единственный способ хорошо сыграть - отдаться ей полностью. Мы с ним играли в трио и с фантастическим Андреем Коробейниковым, и с великолепным Борисом Березовским.

    А вы сами давно играете вместе?

    Марк Лафоре: Мы одновременно учились в Парижской консерватории и впервые встретились в очень юном возрасте: неподалеку от Парижа на фестивале, который проводил замечательный пианист Дьердь Циффра. Он пригласил нас, Лорану было 14, мне 13. Так мы и познакомились - 35 лет назад. С тех пор мы многократно играли вместе, отлично узнали друг друга, теперь у нас есть разные совместные программы.

    Лоран, в вашей дискографии выделяется цикл сонат для скрипки соло Эжена Изаи - вам не жаль, что их лучше знают и больше ценят исполнители, нежели публика?

    Лоран Корсиа: Да, это была моя первая крупная запись, лет двадцать назад. Вы, к сожалению, правы: среди скрипачей этот уникальный цикл очень популярен, но для публики, возможно, сложноват. Изаи был потрясающим скрипачом - ему посвящены Соната Франка, Квартет Дебюсси, Поэма Шоссона и многие другие сочинения: исполнитель такого уровня очень вдохновлял композиторов. Однако он сочинял и сам; свой цикл он создал за несколько лет до кончины, за очень короткое время. Для меня это итог всей его музыкальной жизни и, безусловно, новое слово в скрипичной литературе.

    Марк, а вам доводилось исполнять премьеры?

    Марк Лафоре:  Я играл новые сочинения для фортепиано нашего современника Алена Желиса: он посвятил мне сонату и несколько фортепианных пьес. Конечно, возможность работать с композитором над сочинением весьма привлекательна: ты можешь что-то ему посоветовать, подсказать из приемов игры. У нас огромное наследие нескольких веков, но открывать новых композиторов всегда здорово. Хотя, когда речь о музыке вроде той, что мы исполняем сегодня, мы всегда восхищаемся ею, как в первый раз - от нее невозможно устать. Это происходит с каждым замечательным сочинением, независимо от эпохи, - оно для тебя всегда ново, ты никогда не устаешь от него.

    Лоран Корсиа: У Марка совершенно особенные отношения с Шопеном: на XI конкурсе имени Шопена в Варшаве он получил вторую премию, спецприз Польского радио за лучшее исполнение шопеновских мазурок и еще несколько призов - целый букет!

    Марк Лафоре:  Да, у нас с Шопеном вправду особые отношения. Тогда я был моложе и еще ребенком имел счастливую возможность заниматься его музыкой с самим Артуром Рубинштейном. Это мой любимейший репертуар! Фортепианные концерты Шопена мы записали с Рудольфом Баршаем и лондонским оркестром "Филармония" - очень дорогое для меня воспоминание. У Баршая был весьма индивидуальный подход к этой музыке: в высшей степени романтическая интерпретация, мягкая, удивительная.

    Лоран, вашу запись Скрипичной сонаты Яначека лейбл RCA включил в серию выдающихся записей столетия. Насколько сегодня работа над записями для вас важна?

    Лоран Корсиа:  Видите ли, теперь все это работает не так, как раньше. Я всегда старался записывать только то, что действительно очень хотел, как концерты Бартока, Чайковского, Корнгольда. Главное - чувствовать связь с тем или иным сочинением. Хотя оно и необязательно будет всегда занимать в твоем сердце то же место.

    Марк Лафоре:  Сама эта отрасль сейчас очень изменилась. Но записи по-прежнему важны в качестве визитной карточки. Благодаря им, люди могут следовать за тобой шаг за шагом, точно зная, что в какой момент ты делаешь.

    Поделиться