17.03.2014 23:48
    Поделиться

    В РФ начали разработку методики оценки эффективности налоговых льгот

    Торгово-промышленная палата России провела собственную оценку эффективности предоставления налоговых льгот по земельному налогу. Cогласно опросу ТПП РФ, среди плательщиков земельного налога только 23% пользуются льготами.

    "В 2013 году объем льгот уменьшился. Бизнес в основном не пользуется "земельными льготами" по НК РФ, так как они носят преимущественно социальный характер (за исключением льгот для ОЭЗ и судостроителей). При этом основные льготы установлены на местном уровне", - рассказал зампред налогового совета ТПП РФ Дмитрий Фадеев, выступая на заседании экспертного совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства.

    Наибольшее количество компаний, использующих налоговые льготы по земельному налогу, зарегистрированы в Центральном федеральном округе (47%), Приволжском федеральном округе (30%) и Сибирском федеральном округе (23%). По отраслям к плательщикам земельного налога относятся сельское хозяйство, транспорт, производство, полиграфия, СМИ, энергетика, радиоэлектронная промышленность и другие.

    При этом используют возможность получить льготу компании, работающие в области добычи и переработки полезных ископаемых, финансов и инвестиций, металлургии и машиностроения.

    При оценке эффективности льгот среди бизнеса мнения распределились таким образом: 23% компаний считают льготы по земельному налогу эффективными, еще столько же говорят, что льготы "скорее эффективны". 21% оценил льготы как "скорее неэффективные", а 33% заявили о том, что льготы неэффективны. Основные препятствия для использования льгот по земельному налогу, по мнению предпринимателей, это закрытый перечень лиц, имеющих право на льготу (28%) и сложности при сборе документов (21%). Среди других причин - отсутствие необходимой нормативной базы (15%) и сложная доказательная база (15%) плюс экономическая неэффективность (7%) и отсутствие информации о льготе (14%). "Объем налоговых льгот от общего объема доходов организации несущественен. Он составляет 0,007-2%, что в денежном эквиваленте составляет от 400 тыс. до 300 млн руб.", - пояснил Дмитрий Фадеев.

    Высвободившиеся благодаря льготе деньги налогоплательщики расходуют на приобретение объектов основных средств (10%), техническое перевооружение (20%), дополнительное соцобеспечение (20%). При этом 64% компаний пользуются льготой по земельному налогу в виде снижения налоговой ставки, 29% - в виде освобождения от налогообложения и 7% - в виде необлагаемой налогом суммы.

    Тем не менее бизнес заинтересован в сохранении льготы по земельному налогу, но в другом формате. "Предприниматели предлагают ввести льготы для организаций, создающих новые производства. В частности, не взимать земельный налог с площадей, на которых размещены производственные мощности, в первый год освоения и ввести пониженную ставку налога в последующие два года. Кроме того, нужно запросить данные региональных и местных властей по "земельным льготам". Для части градообразующих предприятий отмена льгот будет очень болезненна", - рассказывает о выводах по результатам опроса Дмитрий Фадеев. Эксперты поддерживают эту идею. "Актуально звучит предложение об инвестиционной составляющей земельной льготы. Многие налогоплательщики положительно оценили бы такую льготу на период освоения нового производства", - считает руководитель юридического отдела "МЭФ-Аудит" Иван Чемичев.

    Напомним, что недавно, выступая на расширенной коллегии ФНС, глава минфина Антон Силуанов заявил, что необходимо пересмотреть подход к налоговым льготам. По его мнению, нужно не только говорить о предоставлении новых льгот, но и отменять действующие льготы, которые не служат для стимулирования экономики и неэффективны.

    Счетная палата приступила к выполнению поручения властей проанализировать влияние действующих налоговых льгот на эффективность экономического стимулирования, сообщил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин. При участии минфина, ФНС, ФТС, минэкономразвития, РСПП и "ОПОРЫ России" сформирована межведомственная рабочая группа для анализа эффективности предоставленных налоговых льгот.

    Эффективность льгот будет оцениваться через анализ экономических показателей на основе методики, которую сейчас разрабатывает минэкономразвития. Льготы, имеющие социальную направленность (такие как льготы Героям России или организациям, использующим труд инвалидов), выведены за рамки этого анализа. На все остальные льготы будут создавать так называемый "паспорт льготы", позволяющий оценить их экономическую целесообразность. Анализироваться будут и федеральные, и региональные льготы.

    Эксперты считают, что ревизия льгот необходима. "Наличие любой льготы по налогам вызывает повышенный интерес для использования ее механизмов для минимизации налогообложения или полного от него освобождения. Налоговые льготы в большом количестве предоставлялись, как правило, организациям, преследующим благородные цели - помощь инвалидам, безработным, ветеранам боевых действий. А также организациям, созданным для содействия развитию отечественного спорта, каких-либо отраслей промышленности, производства, науки, религии. Однако практика показала, что это вызвало три негативные тенденции. Во-первых, подавляющее большинство организаций, в той или иной степени обладающих налоговыми льготами, использовали их для сокрытия прибыли от коммерческих сделок, которые подчас не соответствовали их уставам и льготируемому виду деятельности. Во-вторых, часто должностные лица льготных организаций использовали средства и имущество этих организаций в своих корыстных целях. В-третьих, организации, имеющие льготы, использовались другими фирмами в схемах по минимизации и уклонению от уплаты налогов", - говорит д.ю.н., заслуженный юрист России Иван Соловьев.

    С развитием информационных технологий и аналитических служб появилась возможность проводить мониторинг применения той или иной льготы, оценки ее эффективности и последствий применения. Тем не менее в действующем налоговом законодательстве по-прежнему четко не прописано само понятие льготы, рассказывает юрист. При этом объем предоставляемых государством льгот растет: общий объем налоговых льгот и преференций в 2012 году составил 5,5 трлн руб., в 2011 году - 3,7 трлн руб., что в 1,8 раза больше, чем в 2010-м.

    "Заявленная минфином работа по инвентаризации налоговых льгот завершится уже совсем скоро. Очевидно, это делается с прицелом на то, чтобы успеть разработать проект соответствующих изменений в действующее законодательство. Это позволит планировать бюджетные поступления на 2015-2017 годы без учета неэффективных налоговых льгот", - рассказал Иван Соловьев.

    Поделиться