13.03.2014 23:40
    Поделиться

    Банки ищут точки роста кредитных портфелей

    Российская банковская система в прошлом году, впервые после кризиса 2008-2009 годов, показала снижение темпов роста. Согласно обзору Moody s, в этом году банкиры также настроены пессимистично. Из 75 опрошенных финансовых директоров российских банков почти 59% ждут слабого роста корпоративного кредитования, 22% предполагают, что корпоративное кредитование не будет расти вовсе. Поддержать уровень доходов и рентабельности банки рассчитывают за счет высокомаржинальной розницы. Но и здесь ожидания по росту портфелей снизились. 39% опрошенных ждут роста от 15 до 30%, 34% респондентов прогнозируют рост менее 15%.

    Корпоративный сектор стал площадкой для крупных игроков, в первую очередь госбанков. Даже крупным частным банкам привлечь новых клиентов в корпоративном сегменте на сегодняшний день непросто: конкуренция за качественных заемщиков растет, их становится все меньше. Сами заемщики не проявляют инвестиционной активности: экономика стагнирует, и мало кто может позволить себе затратные проекты или проекты с долгосрочной окупаемостью. Корпоративный бизнес становится менее перспективным для частных банков. Они сталкиваются с ограничениями в достаточности капитала и привлечении фондирования. Кроме того, участники рынка говорят о том, что корпоративный сегмент становится все менее доходным. Недавнее повышение ключевой ставки ЦБ с 5,5 до 7% стало дополнительным фактором риска для госбанков, у которых значительная часть кредитов выдана крупным предприятиям по ставке ниже 10%. По мнению аналитиков, это приведет к росту просрочки в корпоративном секторе и снижению его рентабельности.

    Президент Промсвязьбанка Артем Констандян считает, что в 2014 году риски в корпоративном сегменте повысятся. Снижение прибыли предприятий, повышение просроченной задолженности по кредитам приведет, в том числе, к росту проблемных кредитов. К 2016 году Промсвязьбанк планирует сократить долю корпоративных кредитов в портфеле с 72,9% до 50%. Между тем банк не делает основную ставку только на розницу и видит возможность нарастить кредитование малого и среднего бизнеса , увеличив портфели МСБ с 15,4% и розницы с 11,6% до 25 %. "Как бы мы ни хотели развивать и дальше розничный бизнес, мы не можем не обращать внимание на проблемы качества клиентской базы", - отмечает Констандян.

    И все же основной платформой для работы и драйвером роста сегодня становится высокомаржинальный розничный сегмент. Кто-то из участников рынка уходит в розницу, как, например, МТС-банк (бывший МБРР). 15 лет он занимался в основном корпоративным кредитованием, а в 2012 году заявил о сворачивании работы в этом сегменте. Некоторые крупные игроки создают проекты, ориентированные исключительно на массовую розницу, например, Лето Банк (группа ВТБ-24). За 2013 год кредитный портфель банка вырос в 40 раз. "Ставка на нижний масс-сегмент себя оправдала. Реальный спрос на наши услуги демонстрирует более высокий уровень по сравнению с плановыми показателями", - отметил председатель правления Лето Банка Дмитрий Руденко.

    Государственный Связь-Банк (группа Внешэкономбанка) привлекает как высокая доходность, так и диверсифицированность розничного бизнеса. В 2012 году корпоративный бизнес в банке составлял 87%, розница - около 14%. На конец 2013 года розница выросла до 25%. В стратегии развития банка до 2028 года прописано ее увеличение до 50%. При этом в банке подчеркивают, что он останется универсальным, поделив портфель поровну между корпоративным сегментом и розницей. На сегодня около 70% розничного портфеля в банке составляет ипотека. "Мы считаем, что этот уровень уже предельный для данного направления, - подчеркнул президент-председатель правления Связь-Банка Денис Ноздрачев, - и запускаем линейки высокомаржинальных продуктов, таких как кредитные карты и потребительские кредиты".

    Банк "Траст" практически остановил развитие корпоративного кредитования еще в 2008 году, оставив "проверенных" клиентов. Сейчас корпоративные кредиты в портфеле банка занимают около 50 млрд рублей, розничные - более 100 млрд. "Конкуренция с крупными банками и большими иностранными банками и сама структура российской экономики не оставляют частным банкам среднего размера возможности работать с качественными заемщиками", - подчеркивает президент "Траста" Николай Фетисов. Признавая выросшие риски розничного сектора, Фетисов считает, что у этого направления все еще есть большой потенциал: "Мы видим закредитованность в определенных сегментах, при этом половина экономически активного населения сегодня вообще кредитами не пользуется". Безусловно, в работе на розничном рынке важно уделять приоритетное внимание риск-политике и ориентироваться на качественных заемщиков.

    Участники рынка едины во мнении, что прежнего взрывного розничного роста уже не будет - сказывается сдерживание рынка мегарегулятором и макроэкономический контекст. Между тем розничный сектор продолжает показывать больший рост, чем корпоративный. В 2013 г. корпоративный кредитный портфель по банковской системе вырос на 12,7%, розничный - на 28,7%. В этом году, по мнению зампреда ЦБ Михаила Сухова, корпоративные кредиты вырастут на более чем 10%, розничные - менее 25%. Привлекательность розничного сектора для банков объясняется еще и тем, что прогнозировать розничный портфель и управлять им существенно легче. На данный момент многие банки уже изменили линейку продуктов, учитывая возросшие риски и макроэкономическую ситуацию. Акценты смещены в менее рисковые сегменты - залоговое потребительское кредитование (ипотека, автокредиты), общепотребительские кредиты наличными со ставками 25% и ниже. Преимущество получают повторные клиенты и заемщики, пришедшие по корпоративным каналам, а не клиенты "с улицы".

    Аналитики считают, что 2014 год не будет легким для банковской сферы. Негативными факторами станут перебои с ликвидностью, снижение спроса на кредиты и рост проблемных активов как в розничном, так и в корпоративном сегментах. Чтобы продолжать эффективную деятельность, даже крупным игрокам нужно будет использовать все конкурентные преимущества. Ими станут узнаваемый бренд, продуманная рекламная кампания, разработка узкоспециализированных продуктов и услуг для различных целевых аудиторий, качественный риск-менеджмент и развитие высокотехнологичных мобильных услуг.

    Поделиться