12.03.2014 23:36
    Поделиться

    Жак Сапир: США и ЕС слишком далеко зашли в поддержке киевских властей

    Запад решил воздействовать на Россию в связи с ситуацией на Украине, а также грядущим референдумом в Крыму санкциями разного свойства. От визовых ограничений, свертывания двусторонних связей по ряду направлений сотрудничества в будущем, если Кремль не поддастся на нажим, Вашингтон, а вслед за ним Евросоюз грозят перейти, по заявлениям тамошних политиков, к более жестким мерам, включая экономического свойства.

    О том, насколько реалистичны намерения выкрутить руки Москве, и что из этого может получиться, "Российская газета" расспросила директора Парижской высшей школы социальных наук известного французского экономиста Жака Сапира.

    Как вы считаете, допустимо ли разговаривать с Россией языком санкций?

    Жак Сапир: По крайней мере, неразумно. Если говорить о санкциях в экономической области, то в нынешних условиях их очень непросто реализовать. Почему? Потому что Россия является членом Всемирной торговой организации (ВТО), которая насчитывает на сегодняшний день 159 стран и представляет собой правовой базис международной торгово-экономической деятельности. Если к России будут применены какие-либо ограничительные санкции, она имеет право обратиться в эту организацию, где основополагающими принципами являются равенство в правах, обязанность всех членов ВТО предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле. То есть все преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на все остальные страны. Любое одностороннее ущемление прав приводит к ответным мерам, предусмотренным уставом организации. Заметим, что юрисдикция ВТО касается всего комплекса торгово-экономических обменов стран, входящих в нее. Эта юрисдикция прекращает действовать только в единственном случае: когда эти страны находятся в состоянии войны. Понятно, что ни США, ни ЕС не собираются вступать в вооруженный конфликт с Россией из-за Украины. Так что, как видите, гипотетические экономические санкции сами по себе выпадают из международного правового поля.

    И все-таки, если Запад в нарушение принципов ВТО отважится на экономические санкции?

    Жак Сапир: Думаю, тем, кто принимает решения в Вашингтоне и в европейских столицах, надо как следует подумать о последствиях. Ведь санкции ударят бумерангом и по Западу. Это абсолютно очевидно в глобализованном мире, опутанном великим множеством связей. И это прекрасно знают обе стороны нынешнего конфликта. Лично я не верю в то, что Запад пойдет на весомые, значительные санкции. Каков характер уже объявленных мер? В первую очередь они вообще не касаются России, а авуаров украинского президента Януковича и его ближайшего окружения. Что касается Москвы, то со стороны ЕС это приостановление переговоров по упрощению визового режима для россиян, то есть сохранения нынешнего статус-кво. Не более того. Другие меры также носят, на мой взгляд, скорее символический характер.

    Другой вопрос - следовало ли вообще поднимать вопрос о санкциях. Думаю, что нет. Ведь естественной реакцией на санкции являются ответные меры, ограничения, короче, происходит эскалация конфликта, а ведь напомню: объявленной целью как Запада, так и Москвы есть обратный процесс - "деэскалация" кризиса. Это значит, что тот, кто первым заявил о санкциях, не в ладах с логикой, сам себе противоречит, допускает одновременно два взаимоисключающих друг друга понятия.

    59 процентов американцев против того, чтобы Вашингтон втягивался в разрешение кризиса на Украине и таким образом портил отношения с РФ.

    Что мы сейчас видим? США и Евросоюз слишком далеко зашли, поддерживая новую власть в Киеве. Что касается Брюсселя, как мне кажется, там сейчас осознали, что надо умерить пыл и постепенно отыгрывать назад.

    Если откровенно, то я теперь задаюсь таким вопросом: не является вся эта история с санкциями, вокруг которых много поднято шума, некоей манерой со стороны западного руководства сохранить лицо? Логика может быть такова. Мол, вводим санкции, эффект которых невелик, но это даст возможность заявить, что мы не бездействовали. Правда, надо сознаться, ситуация довольно неустойчивая, и возможно ее развитие в том или ином направлении.

    Не значит ли это, что при негативном развитии событий дело все-таки дойдет до экономических мер? В частности, в американской администрации поговаривают о санкциях в финансовой области, в том числе в отношении российских активов за рубежом.

    Жак Сапир: Все это больше разговоры, чем реальные планы. Хорошо, допустим, что США отважились на такой шаг. Сразу же серьезные проблемы возникнут у них самих. Крупные российские инвестиции на многие десятки миллиардов долларов моментально будут переориентированы на рынки третьих стран, благо их немало, скажем, в динамично развивающемся азиатско-тихоокеанском регионе. Кстати, в этом плане весьма показательна реакция англичан, которые в самом начале конфликта заявили о том, что каких-либо действий против российского капитала предпринимать не будут. В Сити прекрасно отдают себе отчет в том, что мощный отток средств приведет к потрясениям на финансовых рынках не только в Англии, но и в США. Потом не будем забывать о том, что в российскую экономику западными компаниями вложено прямых инвестиций на многие десятки миллиардов долларов. Кто в здравом уме будет ими рисковать? Это уже не говоря о важности российских энергоносителей для стран Евросоюза.

    Поделиться