11.03.2014 23:53
    Поделиться

    Яков Миркин: По экономическому устройству РФ и Украина - близнецы-братья

    Украинские уроки: воспроизводить одну и ту же модель экономики неперспективно
    В чем уроки украинского кризиса для российской экономики? И есть ли они, если уже двадцать лет наше хозяйство каждый день доказывает, что оно эффективнее соседа?

    В 1992 году ВВП на душу населения на Украине составлял 72 процента российского, в 2013 году - 26. Двадцать лет назад экономика Украины равнялась четверти от России, сегодня - 8 процентов. Продолжительность жизни на 2-3 года ниже. Безработица - больше 8 процентов (в 1,4 раза выше, чем в России). Налоговое бремя на треть больше. Уровень госдолга в три с лишним раза выше, чем в России (около 50% ВВП). Хронический дефицит торгового баланса. Импортирует намного больше, чем отдает на экспорт (7 процентов ВВП). Этот разрыв нарастает. Таковы данные МВФ.

    Неужели Россия была все эти годы настолько эффективнее Украины?

    Ответ - не все так однозначно. Просто за это время цены на нефть и газ выросли в 5-6 раз. Именно в этом выигрыш тех, у кого заветный красный паспорт вместо синего. Формула проста: Украина = Россия минус нефтегазовый сектор. Прямое участие "нефтегаза" в нашей экономике - более трети ВВП, почти 50 процентов федерального бюджета (минфин, минэнерго). Косвенно мы все сидим у нефтяного крана, у доходов, разливающихся из газовой отрасли.

    Так что пока гордиться нужно с осторожностью. По своему экономическому устройству две страны - близнецы-братья. Это развивающиеся экономики латиноамериканского типа со сверхконцентрированной собственностью. У них высока степень огосударствления, сильна вертикаль власти. Бизнес основан на олигополиях, на зависимости от государства. И у той и у другой - "германская", банковская модель финансов, низкая монетизация. Высокий уровень коррупции: Россия - 127-е место среди 177 стран, Украина - 144-е (Transparency International, индекс восприятия коррупции, 2013). И Украина, и Россия глубоко зависят от внешних обстоятельств. Россия - от мировых рынков сырья, а Украина - от конъюнктуры на металл и от спроса соседей. 25-32 процентов ее экспорта-импорта товаров, а также 40 процентов экспорта услуг связаны с Россией. Поэтому в тяжелые, кризисные времена их экономики бросает, как щепку. ВВП России в 2008 году провалился на 7,8 процента (один из худших показателей среди крупнейших стран мира), Украины - на 14,8.

    Все деформации и трещины в институтах и экономике в России замазываются деньгами нефтегазового сектора. Как косметическая мазь, как штукатурка, покрывающая усталое лицо, они скрывают все морщины, все трещины общества. Нет места надменности. И у России, и у Украины низка международная конкурентоспособность. Россия - 64-е место, Украины - 84-е из 148 стран (Всемирный экономический форум, Global Competitiveness Index 2013-2014). Разница не сущностная, модель устройства - одна и та же. Оценки Украины, гораздо худшие, показывают, где бы была Россия, если бы не нефть и газ.

    Защита прав собственности: Россия - 133-е место, Украина - 143-е. Взяточничество и платежи "мимо кассы": Россия - 109-е место, Украина - 130-е. Зависимость юридической системы от сторонних влияний: Россия - 119-е, Украина - 139-е. Тяжесть налогов: Россия - 124-е место, Украина - 126-е. Тяжесть таможенных процедур: Россия - 124-е место, Украина - 140-е. Этот список можно бесконечно продолжать. (Всемирный экономический форум, 2013-2014.) Бессмысленно объяснять происходящее на Украине другой моделью массового поведения, иным менталитетом. То ли Речью Посполитой, то ли Запорожской Сечью. Российское население искусственно накормлено и потому ведет себя спокойнее. Если бы не "нефтегаз", социальная напряженность была бы на порядок выше. И националистический, и "левый" уклон были бы значительно сильнее. Из всех постсоветских стран самые "спокойные", тихие - те, чье хозяйство основано на экспорте нефти и газа.

    Что впереди? Попытки потеснить Россию на энергетическом рынке Европы, уменьшить зависимость от нее. 34 процента потребляемого газа в ЕС - из России, в странах Центральной и Восточной Европы - от 50 до 100 процентов, Германия - 36, Италия - 27. Цель энергетической политики ЕС и США, открыто объявленная, - "диверсификация" источников сырья. Наводятся "мосты" по экспорту сжиженного природного газа из США в Польшу, Эстонию, а дальше - для наших соседей. Для этого строятся портовые терминалы. Потихоньку начинаются прямые поставки нефти из США в ЕС. Пробиваются новые коридоры в ЕС для энергетического сырья из Азии и Северной Африки. Ничего личного, только бизнес. Впереди потери от разрыва уникальной кооперации с Украиной (машиностроение, ракетостроение, самолетостроение). Сокращение российского экспорта высокотехнологичных активов (ракетостроение, космические услуги, атомные электростанции в Европе).

    Что ждет Украину? Сложные времена. Потеря большой части бизнеса в России на газе, на кооперации, на аренде. Искусственный выбор - ЕС или Россия, с которой у ЕС, на самом деле, были партнерство и по-тихому идущий процесс интеграции. Бедности может стать не меньше, а больше. 26 процентов украинского экспорта - металлы и изделия из них. По металлам ситуация в мире - перепроизводство, падение цен. 25 процентов украинского экспорта - продовольствие. На рынках ЕС - перепроизводство, царство аграрных субсидий. Эти рынки экономически закрыты для продовольствия. Более 40 процентов экспорта услуг Украины - в Россию, транзит. Роль Украины как транзитного центра сократится. Машиностроительная продукция Украины в ЕС вместо России? Не верится.

    Украину ожидают тяжелейшие структурные реформы как условие финансовой помощи от МВФ и ЕС. Готовность к ним подтверждена. Что будут требовать? Отмены внутренних субсидий в цене на оплату энергии (рост цен на коммунальные услуги и издержек в реальном секторе). "Бюджетной консолидации", сокращения дефицита в государственных финансах (читай - рост налогов, урезания зарплаты и численности бюджетников). Пенсионной реформы (ограничения доходов пенсионеров, повышение пенсионного возраста). Человек упал, к нему подходит другой человек, называет себя другом и пинает ногами, чтобы долго не вставал, а когда встанет, обнять и сказать: "Наконец-то ты со мной, мой друг".

    Надо играть на опережение вместо того, чтобы следовать логике "большой рыбы", которую поймали на блесну и ведут, то натягивая, то отпуская леску, пока не выбросят на берег окончательно

    Все это драматические вызовы, на которые придется отвечать. Какой же ответ для России? "Закручивать гайки", переходить к мобилизационной экономике? Строить еще раз "закрытую крепость", командное хозяйство, пока нас медленно, но верно будут превращать в страну-изгоя?

    Как важно, чтобы кто-нибудь сказал: "Не дождетесь!".

    Но и воспроизводить одну и ту же с середины 1990-х годов модель экономики, наверное, неперспективно. Это неудачный, обремененный социальными рисками проект. Мы ждем от властей нового поворота событий, нового, настоящего либерализма в экономике, далекого от той рыночной фундаменталистской практики, которая царствовала в 1990-х и играла большую роль в 2000-х. Мы вправе рассчитывать, что власти будут играть на опережение вместо того, чтобы следовать логике "большой рыбы", которую поймали на блесну и ведут, то натягивая, то отпуская леску, пока не выбросят на берег окончательно. Мы надеемся на решительное обращение к нуждам среднего класса, к интересам наращивания его свобод, имущества, собственности, создания конкурентной среды. Это иная экономическая и финансовая политика, чем сегодня (см. "РГ", 20 ноября 2012 г.). Нам как воздух нужно снижение регулятивной нагрузки, налогового пресса, непомерно высокого для развивающейся экономики, коррупции.

    Нам нужно стать либеральнее самых либеральных, решительно обращаясь к защите прав человека на Западе и Востоке, в ЕС, США, где угодно, и, конечно, на своей земле. Добиваясь прекращения "двойных стандартов", примененных как к нам, так и нами. Именно такой ответ на драматические вызовы, с которыми мы столкнулись, и только такая экономическая политика, имеющая новое человеческое измерение, решат проблемы модернизации России, удержания ее рыночной ниши на мировом рынке. Резко расширят интеграционное пространство. Дадут шансы России и Украине опять быть вместе.

    Это невозможно? Все настроено на другие решения? Что ж, в спортивной борьбе, в дзюдо, просто в восточной философии неожиданные решения - это ценность, и они случаются именно тогда, когда никто их не ожидает, а логика событий подталкивает участников в другом направлении.

    Поделиться