10.03.2014 23:45
    Поделиться

    В апреле стартует новый этап программы конкурса Generation S

    В апреле стартует новый этап программы конкурса-акселератора Generation S - совместного проекта Центра инновационного развития Москвы (ЦИР) и РВК. Конкурс проектов ранней стадии реализуется при поддержке департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, минэконом-развития, минобрнауки и минкомсвязи.

    О результатах первого Generation S, отобранных проектах и перспективах развития российских стартапов в интервью "РГБ" рассказала заместитель генерального директора Центра инновационного развития Москвы Екатерина Булычева.

    - Что скрывается за названием Generation S и на что направлена программа?

    - Это конкурс-акселератор перспективных стартап-проектов. В программе конкурса созданы условия для быстрого роста бизнеса участников. Мы и РВК придумали программу, чтобы активизировать российский рынок высоких технологий. Если расшифровать название, то дословно оно означает "поколение стартапа". Начинающим предпринимателям трудно выжить на ранней стадии, у них нет стартовых инвестиций и не хватает опыта, но нередко у них рождаются потрясающие идеи, создаются новые прототипы. Поэтому институты развития помогают перспективным командам в запуске и продвижении их проектов. Наша поддержка не столько финансовая, сколько действенная. Мы даем предпринимателям удочки и показываем, как ловить рыбу. Главная награда конкурса - это сделка с инвесторами. Больше всего мы ценим реальные дела.

    - Кто к вам приходит?

    - Москва - это инвестиционный центр России, поэтому в программе уже приняли участие талантливые предприниматели не только из столицы, но и из Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Казани, Астрахани, других городов. Наши партнеры из РВК помогали им формировать команды и развивать проекты. В прошлом году из 1500 заявившихся команд мы выбрали 70 самых лучших. Наш город предложил этим перспективным стартапам новые ресурсы: общение с инвесторами, менторами, экспертами, дополнительное обучение, возможность полноценно вести дела.

    Для начинающих компаний участие в конкурсе - это такой флеш, яркая вспышка. В обычной жизни люди не могут познакомиться, скажем, с Александром Галицким, Игорем Мацанюком, а здесь можно и тесно пообщаться, и получить от них ценный совет. Generation S - это не просто конкурс с акселерационной программой, это формирующаяся новая прогрессивная среда, в которой будут рождаться технологии и высокотехнологичные компании. Без преувеличения можно сказать, что развитие Generation S - это вложение в копилку стартап-движения, вложение в будущее страны.

    Задача ЦИР как структуры правительства Москвы состоит в мотивировании талантливых людей и команд на развитие своего бизнеса именно в нашей стране, нашем городе. Мало того, мы стремимся создать условия для появления и роста числа компаний мирового уровня, вкладываем в это государственные средства и свои усилия.

    - Чем актуальна обучающая программа? Какими знаниями и навыками стартаперы овладели в прошлом году?

    - Самое ценное для начинающих команд - это опыт, переданный менторами и экспертами программы. Прикладные знания о том, как сместить фокус с одной целевой аудитории на другую или как оперативно доработать продукт, нельзя заменить никакой теорией. Образовательная программа построена так, чтобы участники в короткий срок получили системные навыки - теорию бизнеса, PR, маркетинга, технологического предпринимательства. Эти знания тоже максимально направлены на результат. Например, у нас учат тому, как рассказать о своем проекте за пару минут, чтобы заинтересовать инвестора.

    - Кто финалисты конкурса в 2013 году, в чем суть их бизнеса, их технологичность?

    - В прошлом году первое место занял проект Appercode из Новосибирска. Это гибкая платформа быстрой и недорогой разработки мобильных приложений для любых операционных систем. Второе место разделили проект "Био МикроГели" из Екатеринбурга и 3DMetalPrint из Уфы. Первая команда разрабатывает решения для очистки воды от нефтепродуктов, это новая технология на стыке микробиологии и нефтехимии. Второй проект не имеет аналогов и направлен на создание способов и оборудования для изготовления высокопрочных деталей из металлических порошков методом 3D-печати. Третье место у команды проекта WayRay из Москвы. Они разработали компактное устройство "дополненной реальности" для автотранспорта. Сейчас эта команда адаптирует свое решение для КАМАЗа - новый грузовик концерна будет "информационным центром на колесах" с навигационной системой, проецируемой прямо на лобовое стекло. Но дело ведь не только в победителях проекта и призовых местах. Главная награда - это инвестор. К примеру, проект робота-снегоуборщика пермской команды Omi Robotics нашел своего инвестора. Несколько команд приземлились в "Сколково", проект визуального шопинга Goodwin проходит полугодовую акселерацию на площадке API Moscow.

    Все компании - полуфиналисты и финалисты созданы действительно очень сильными командами с интересными идеями. Экспертам было трудно выбрать победителей. Каждой команде не хватало чего-то своего: у одних слабые продажи, у других не было понимания рынка. Однако сами разработки были очень продуманными и интересными. Например, был проект Trustfusion. Ребята-микробиологи создали механизм определения качества переливаемой крови без вскрытия пакета. Известно, что при экстренном переливании крови большой процент летальных исходов связан с тем, что "скорые" переливают непригодную кровь и пока нет механизма быстрой проверки ее качества. Несмотря на то что этот проект не победил, конкурс дал ему толчок к дальнейшему развитию.

    - То есть проекты прошлого года вдохновили вас на продолжение программы?

    - Да, в прошлом году мы еще раз убедились, что в России много талантливых предпринимателей и перспективных команд, способных создавать уникальные технологии. Многие способны выйти на глобальный рынок и добиться успеха, если им помогут профессионалы. Мы проводили собственный опрос, который подтвердил, что наша поддержка работает - участники Generation S отмечали уже после завершения программы, что продолжают работать с менторами и консультантами. При этом 90% наших финалистов признались, что программа помогла им понять, где их рынок и кому именно продавать продукцию, а 70% смогли найти инвесторов. Семь проектов, участвовавших в программе, на конец 2013 года готовили документы в венчурные фонды. Инвесторы со своей стороны отметили, что им был интересен каждый третий проект.

    - Программа Generation S - это единственный конкурс по развитию высокотехнологичных бизнесов ранней стадии? Есть еще проекты?

    - Мы стараемся подходить системно к этому вопросу. Generation S - это лишь один из инструментов более широкой программы. На начальном этапе, для того чтобы росло число высокотехнологичных бизнесов, необходимо взращивать новое поколение, обладающее совершенно отличными технологичными навыками, особым мышлением, творческим подходом. Для этого мы развиваем Центры молодежного инновационного творчества - ЦМИТы. На втором этапе мы как раз поддерживаем проекты ранней стадии и стимулируем создание новых IT-программ и технологий. Так, в прошлом году, кроме Generation S, мы провели конкурс мобильных приложений, нужных для города, - API Challenge. В ближайшие месяцы мы будем масштабировать программу инкубирования технологий, которая стартовала в 2013 году. Также мы создаем инновационную экосистему и вовлекаем в нее те субъекты, от которых может зависеть ее развитие. Мы создали Московское инновационное партнерство - это объединение основных участников инновационной экосистемы Москвы, способных предоставить инновационным проектам поддержку на всех этапах жизненного цикла, а также обеспечить их необходимыми инструментами, сервисами и условиями. Сегодня в партнерство вошли 25 московских организаций и предприятий, институтов развития и объектов инновационной инфраструктуры Москвы. Мы намерены помогать компаниям московского IT-кластера. Уже сегодня он имеет большой потенциал и обеспечивает высокую занятость в высокотехнологичном секторе. Наша задача понять, что нужно московским перспективным IT-компаниям, и дать им это. Поэтому мы активно общаемся и с крупным бизнесом, и со стартапами.

    - В чем сегодня главные сложности развития IT-проектов?

    - В России сегодня достаточно много свободных денег, которые могут быть вложены в проект: государственных, институтов развития, частных, в том числе "бизнес-ангельских". Но по-настоящему интересные и достойные проекты необходимо искать: их меньше, чем доступных денег. Российские инженеры, безусловно, обладают очень высоким потенциалом и способны создавать прорывные технологии. Но создать успешную инновационную IT-компанию непросто (в отличие от проектов e-commerce, интернет-магазинов - в этом как раз ничего сложного нет и рынок переполнен ими).

    На развитие проекта, в основе которого лежит новая технология, нужно много денег и времени - большинство высокотехнологичных проектов имеют очень длинный горизонт. И есть специфическая российская проблема: иногда команды, имея серьезную научную базу, делают высокотехнологичные, но слишком тяжеловесные проекты, которые на рынке попросту не нужны. А проект всегда должен идти вслед за спросом, иначе это тупик. Конечно, есть российские истории успеха - тот же "Яндекс", QIWI, Parallels. Можно говорить о том, что во всех этих историях была определенная доля везения, но при этом за всеми ними стоят серьезная научная работа и грамотный поиск рынков. В эффективном инновационном проекте всегда есть и новые технологические решения, и действенная бизнес-модель.

    - Оказывает ли ЦИР финансовую поддержку проектам, развивающимся в Москве?

    - Поддерживаем, конечно. И это не только конкурсные программы, это и субсидии, и консультирование. Но ЦИР пока только начал работать в этом направлении, нам ведь чуть более года. В Москве есть несколько рабочих инструментов. Компании с научной составляющей поддерживает "Сколково", предоставляя городские помещения бесплатно или на льготной основе. Инвесторы, вкладывающие в такие компании, также имеют свой инструмент - это Московский посевной фонд, который реализует синдицированные проекты совместно с фондами или бизнес-ангелами. Еще один аспект - такие компании должны получить доступ к госзаказу города, чтобы проблема спроса, о которой я говорила, была решена. Это нужно не только компаниям, но и самому городу. Эту задачу решает департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы.

    - Каким образом принимаются решения, какой проект поддержать, а какой нет?

    - В первую очередь решение принимает частный инвестор, ведь он вкладывает собственные деньги, поэтому думает и взвешивает все "за" и "против" очень тщательно. А государство уже идет за ним, ориентируется на этот выбор.

    Эта модель реально работает и нравится как партнерам нашей программы инкубирования технологий, так и стартапам. Сегодня уже можно сказать о том, что на API Moscow появилась критическая масса интересных компаний и людей, которые с ними работают - менторов, инвесторов, консультантов.

    Появились первые синдицированные сделки и совместные проекты компаний, работающие в коворкинге. Мы только в начале пути, но и у нас, и у партнеров амбициозные планы государственного масштаба по развитию инновационного предпринимательства, созданию высокотехнологичной экономики. Есть цель и есть заряженность на результат, остальное - дело времени.

    Поделиться