Поделиться

    Три истребителя танков Горлицкого

    3 марта 1906 года родился конструктор бронетехники Лев Горлицкий, боевые машины которого помогли, в числе других, одержать советским войскам победу в Великой отечественной войне. Горлицкий сконструировал 23 боевых единицы, почти половина из которых пошла в серийное производство.

    В жизни Льва Горлицкого были и взлеты, и падения. Окончивший балтийский "Военмех" молодой специалист устроился на Ленинградский завод имени Кирова (ЛКЗ). В 1938 году на международных испытаниях сконструированная им горная пушка оказалась лучшей; Горлицкого лично похвалил Сталин. Молодого человека повысили в должности, но год спустя назвали "вредителем" и отправили в тюрьму - за то, что его пушка отказывала при стрельбе на войне в Испании. Позже выяснилось, что оружие было безупречным: по пути в Испанию его портил юноша, решивший таким образом отомстить за репрессированного отца. Горлицкого освободили и назначили главным конструктором ЛКЗ по артиллерийскому производству.

    После начала войны артиллерийское КБ эвакуировали в Свердловск, на Уральский завод тяжелого машиностроения. Именно на этом предприятии и "родились" знаковые боевые машины Горлицкого, которыми вооружили советскую армию. Основой для нового вида оружия - самоходных артиллерийских установок (САУ) стал танк Т-34. 

    СУ-122

    "Первенцем" Горлицкого стала самоходная установка класса штурмовых орудий СУ-122. У самоходки не было, в отличие от танка, вращающейся башни: вместо нее установили рубку, составляющую единое целое с корпусом. Это позволило увеличить пространство под боевое отделение. В специальной амбразуре разработчики поместили качающуюся часть 122-миллиметровой дивизионной полевой гаубицы М-30 с двумя прицелами: танковым телескопическим и гаубичным с панорамой. Благодаря им орудие могло стрелять как прямой наводкой, так и с закрытой позиции.

    Серийная САУ СУ-122, в окончательном своем варианте, имела ходовую часть и моторно-трансмиссионную группу от танка Т-34 (в общей сложности у него было позаимствовано 75 процентов деталей), а также бронированное боевое отделение в передней части. Командир установки, который был еще и прямым наводчиком по углу возвышения, управлял перископическим танковым прибором наблюдения, позволявшим осматривать местность на 360 градусов. Экипаж СУ-122 был достаточно большим. В него входило пять человек: помимо командира - механик-водитель, наводчик и два заряжающих.

    Боекомплект установки состоял из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Один осколочно-фугасный снаряд весил 21,7 килограмма. Для поражения танков на расстоянии до километра могли применяться кумулятивные снаряды массой 13,4 килограмма. Они пробивали броню толщиной до 120 миллиметров. В качестве самообороны экипаж мог использовать два пистолета-пулемета ППШ, снаряженные 20-ю дисками патронов (всего их было 1420 штук) и 20 ручных гранат Ф-1.

    Масса самоходной установки составила около 30 тонн (Т-34 весил больше), но ее скорость движения, маневренность и проходимость остались такими же, как у танка.

    Испытания СУ-122 завершились в декабре 1942 года, после чего самоходку запустили в серию. Первые 25 установок отправили на Волховский фронт. "Боевое крещение" новые машины прошли во время прорыва блокады Ленинграда. СУ-122 смогли обеспечить огневую поддержку не только танкам, но и пехоте, а потому получили высокую оценку фронтовиков. За создание установки Лев Горлицкий был удостоен Государственной премии.

    Из стен Уралмашзавода с декабря 1942-го по август 1943-го вышло, в общей сложности, 638 СУ-122.

    СУ-85

    Опыт использования на фронтах СУ-122 выявил минус самоходной установки: она была недостаточно скорострельной для того, чтобы сопровождать огнем пехоту и танки. Весной 1943 года войска противника укрепили новыми танками "Пантера" и "Тигр", а также самоходками "Фердинанд", которые хоть и были менее подвижными и проходимыми, чем советские машины, но превосходили их по бронезащите. Возникла острая необходимость в "истребителе" танков, которым и стала новая самоходная артиллерийская установка СУ-85.

    По компоновке эта машина практически повторяла СУ-122, однако ее вооружили 85-миллиметровой пушкой Д-5С-85 с патроном от зенитной пушки, имевшим хорошие баллистические характеристики. Дальность стрельбы увеличилась, по сравнению с предыдущей самоходкой, в полтора раза. Такое же орудие стояло на тяжелом танке КВ-85. Для этой пушки не требовалась тяжелая бронировка больших габаритов. Благодаря этому, в самоходной установке появилась возможность по-максимуму рационально использовать боевое отделение.

    Орудие с боекомплектом, включающим 48 выстрелов, крепилось при помощи оригинальной рамочной конструкции. В экипаж новой самоходки входило четыре человека; при этом два отделения внутри машины - боевое и управления - для удобства совместили. Для самообороны бойцы, как и ранее, могли использовать ППШ и гранаты Ф-1.

    СУ-85 имела лучшую подвижность и проходимость, чем немецкие танки, а потому ее использование на фронте оказалось успешным. С "Тиграми" и "Пантерами" она хорошо справлялась на расстоянии в 600-800 метров, даже несмотря на то, что в броне она им проигрывала. На вооружение в армию новую самоходку приняли в 1943 году. До 1944 года было выпущено 2650 СУ-85.

    СУ-100

    Появление на фронтах новых танков противника вновь поставило перед конструкторами задачу усовершенствовать технику. Самоходкам требовались новые качества - увеличенная бронепробиваемость и еще более совершенное орудие, чтобы они могли сражаться с "Тиграми" и на расстоянии до полутора километров.

    СУ-100, в отличие от предшественницы - СУ-85, имела усиленное бронирование, чуть больший (на 6 процентов) вес и другое орудие - пушку Д-10С, баллистика которой была такой же, как у морской зенитной 100-миллиметровой пушки. Вес снаряда равнялся 15 килограммам; его начальная скорость составляла 900 метров в секунду. С расстояния в километр он пробивал броню в 160 миллиметров. Основной спусковой механизм пушки был электрический; кроме этого имелся и ручной механизм.

    Орудие оснастили шарнирным прицелом для стрельбы прямой наводкой, а также боковым уровнем и панорамой для боя с закрытых позиций. Скорострельность пушки составляла до шести выстрелов в минуту. А боекомплект включал 33 выстрела.

    Заводские испытания новой установки завершились в конце февраля 1944 года. В серию ее запустили весной, а в июле самоходку уже приняли на вооружение. Первоначально, из-за задержек в поставках пушки Д-10С, в готовые корпуса СУ-100 устанавливали орудие Д-5С, применяемое на СУ-85. Этот усиленный бронью гибрид назвали СУ-85М: параллельно с СУ-100 его производили с июля по август 1944 года. Всего же, до марта 1946 года, было собрано 3037 самоходок СУ-100.

    Эту установку называют лучшим "истребителем" танков времен Великой отечественной. У Горлицкого и его коллег действительно получилась очень удачная боевая машина - она превзошла по тактико-техническим характеристикам новые орудия фашистской армии. Самоходка могла двигаться со скоростью до 55 километров в час, вела стрельбу с закрытых позиций. За эту разработку Лев Горлицкий во второй раз был удостоен Государственной премии.  

    Всего на базе танка Т-34 было выпущено шесть тысяч самоходных артиллерийских установок, которые воевали на всех фронтах.

    Поделиться