Главный и свербящий - сможет ли полный сил 44-летний Игорь Зеленский совмещать посты директора балета в Новосибирском ТОБе, московском МАМТе и Баварском балете. У ответа "да" есть объективные контраргументы в смысле географии и размеров вверенных Зеленскому трупп. Они действительно велики. Но в годичной давности частном разговоре с корреспондентом "РГ" опытнейший директор Новосибирского театра Борис Мездрич реагировал на такой расклад с олимпийским спокойствием. В том духе, что люди либо умеют работать, либо нет, а "Игорь как раз умеет и прекрасно справляется". В Новосибирске он успешно руководит с 2006 года и поставил дело так, что на премьеры в Сибирь летает цвет европейского балета: в марте 2013 "Весну священную" смотрел сам Манюэль Легри.
Московским МАМТом Зеленский управляет параллельно с 2011, и тоже успешно, среди последних достижений российская премьера знакового "Майерлинг" Макмиллана. Правда, из труппы ушли хорошие молодые балерины (Евгения Образцова в Большой, Кристина Шапран в Михайловский), но благодаря хлопотам худрука в штате театра появился любимец лондонского Королевского балета Сергей Полунин. С репертуаром в обеих труппах неплохо, обновляется классика, приходят новинки. При всем том дважды художественный руководитель не расстается с карьерой танцовщика, он востребован, любим, сохраняет форму и (важный нюанс!) как танцовщик чаще появляется на чужих сценах, а не на тех, которыми руководит. Контракт с Новосибирским театром действующий. Контракт с МАМТом истекает в конце текущего сезона, и вот-вот станет известно, будет ли он продлен. Контракт с Баварским балетом подписан на пять лет.
Получается, образовалась великая империя made by Zelensky от сибирских лесов до баварских Альп? Вопрос в контексте. В мире балета сейчас происходят тектонические сдвиги. Самый старый и авторитетный балет парижской Гранд опера вот-вот возглавит Бенджамен Милльпье, не бог весть какой хореограф (кинофильм "Черный лебедь") и непонятно, какой руководитель. Хорошую труппу Берлинского Штаатсбалета скоро возглавит Начо Дуато, не дождавшийся продления контракта в петербургском Михайловском. Рассматривает предложения Владимир Малахов, сдающий Дуато берлинский пост, истекает срок у Мануэля Легри в руководстве Венской Штаатсопер. Наконец, пора переманивать из Ла Скала неимоверно поднявшего уровень труппы Махарбека Вазиева, успешного худрука и автора феномена перестроечного балета Мариинского театра.
Между тем все движения происходят как будто в параллельном нашим флагманам мире. Художественная политика нынешнего балета Мариинки под руководством Юрия Фатеева оставляет лишь вопросы, а подписанный до марта 2016 года контракт Сергея Филина превращает руководство балетом Большого в коллективное дело без персональной ответственности. Российских флагманов бури балетного глобализма будто бы не касаются. А жаль.