24.02.2014 23:20
    Поделиться

    В Баку заработала новая система оказания госуслуг

    Азербайджан переживает настоящий бум внедрения информационных технологий. Выражается это не только в стремительных темпах компьютеризации страны, количестве интернет-пользователей и всего, что связано с данной сферой, но и в активном применении средств ИКТ в модернизации системы государственного управления. Подлинным прорывом в этом плане стало создание в минувшем году службы ASAN Xidmt (Azerbaijan Service and Assessment Network). О целях и задачах новой службы, перспективах развития рассказывает ее руководитель, председатель Государственного агентства по услугам гражданам и социальным инновациям при президенте Азербайджана Инам Керимов.

    В начале прошлого года в Баку открылся первый центр ASAN Xidmt (эта аббревиатура созвучна выражению "упрощенные услуги"), и число граждан обратившихся в эту службу, уже перевалило за миллион. Как бы вы оценили итоги первого года ее деятельности?

    Инам Керимов: В первый же год деятельности центров ASAN Xidmt - подобная система оказания государственных услуг доказала свою высокую эффективность и востребованность у жителей страны, практически сразу превратившись в новый отечественный бренд. И речь здесь идет не столько об открытии некоего универсального госучреждения, сколько о принципиально новых формах организации работы с гражданами - применения абсолютно прозрачного механизма делопроизводства с повсеместным внедрением информационно-коммуникационных технологий, вовлечения в эти процессы молодых специалистов. Все это в совокупности открыло новую страницу в области оказания государственных услуг населению. Создание ASAN Xidmt - один из зримых итогов последовательно проводимых структурных реформ в системе госуправления. Формирование в стране подобной службы - это личная инициатива президента Азербайджана Ильхама Алиева, который держит деятельность агентства под пристальным вниманием. Центры ASAN Xidmt оказывают гражданам государственные услуги на качественно ином уровне, в то же время наличие прозрачных механизмов контроля помогает изживать имеющийся негатив в системе государственного управления - коррупцию, бюрократические проволочки и иные инерционные препятствия. Неудивительно, что за достаточно короткий промежуток времени в стране уже создано 5 центров ASAN Xidmt (три в Баку и по одной в Гяндже и Сумгайыте) и за истекший год зафиксировано свыше 1 млн обращений граждан. В среднем, число обращений в каждом центре превышает тысячу в сутки. Мы часто слышим от самих граждан, что ASAN Xidmt - самая оперативная и достойная служба народу. Думается, одного этого достаточно, чтобы утверждать, что новая форма предоставления госуслуг востребована и служит обществу.

    1 миллион обращений граждан обработан в пяти центрах ASAN Xidmt в 2013 году

    Какие контрольные механизмы позволили ASAN Xidmt изначально избавить свою деятельность от коррупции, бюрократических проволочек и иного негатива? Как осуществляется обратная связь с гражданами?

    Инам Керимов: Концепция ASAN Xidmt предполагает оказание госуслуг на принципиально ином, более высоком уровне. Именно поэтому к работе в новой службе привлечены представители молодого поколения госслужащих, наделенных современными профессиональными навыками, знакомых с принципами корпоративного управления, обязательно соблюдающих нормы этического поведения госслужащего. Прозрачность, удобство, вежливость, оперативность и ответственность - эти безусловные требования стали фундаментом, на котором основана работа всей системы. Так, руководствуясь принципом прозрачности, перечень документов, размеры пошлин, взимаемых за оказываемые услуги, а также максимальные сроки подготовки документов, установлены соответствующими законодательными актами республики. Эта информация доступна гражданам посредством электронных табло, мониторов компьютеров и иных интерактивных средств, которыми оснащены центры. Вся процедура регистрируется посредством камер видеонаблюдения. В случае необходимости граждане могут высказать свои жалобы или предложения, позвонив на короткий номер 108, посредством электронных киосков жалоб (онлайновая видеосвязь), установленных в центрах, либо направить соответствующее письмо на электронный адрес. Также для жалоб, предложений и отзывов можно воспользоваться официальной страницей службы в социальных сетях (Facebook, Twitter, Instagram). Замечания граждан регулярно рассматриваются, изучаются специалистами Госагентства, и по всем фактам и замечаниям оперативно предпринимаются соответствующие меры.

    Какого рода услуги оказываются в центрах ASAN Xidmt?

    Инам Керимов: Сегодня служба ASAN Xidmt предоставляет возможность оказания услуг со стороны 9 госструктур - министерств внутренних дел, юстиции, налогов, госкомитетов по имущественным вопросам, по земле и картографии, таможенного комитета, а также Государственной миграционной службы, Госфонда социальной защиты, Национального архивного управления. В совокупности эти ведомства оказывают услуги по 25 направлениям. В том числе - по регистрации актов гражданского состояния, то есть получению свидетельств о рождении, браке, смерти и др. Здесь же выдаются общегражданские удостоверения личности и загранпаспорта, производится замена водительских прав, оплата налоговых или таможенных сборов и т.д. В числе прочего предоставляются услуги, оказываемые частными компаниями и предприятиями, действующими в банковском, страховом, консалтинговом, медицинском и других секторах. В целом, в центрах ASAN Xidmt наряду с правовыми и вспомогательными сервисами оказывается около 150 видов услуг, причем, что очень важно, в рамках "единого пространства". То есть, войдя в любой из центров, гражданин может одновременно воспользоваться услугами различных государственных структур. Тем самым это способствует сокращению финансовых трат, потерь времени, а также обеспечивает прозрачность и оперативность в решении проблем. В ходе недавнего заседания кабинета министров, посвященного итогам социально-экономического развития страны в минувшем году, президент Азербайджана Ильхам Алиев поручил расширить количество оказываемых услуг и увеличить число новых центров ASAN Xidmt в регионах страны.

    Каковы ближайшие планы по созданию новых стационарных центров ASAN Xidmt и расширению в регионах страны практики выездных услуг? Будут ли сняты ограничения по месту регистрации граждан при обращении в службу?

    Инам Керимов: Да, уже в ближайшем будущем после сдачи в эксплуатацию в Баку четвертого центра ASAN Xidmt требование об обращении по месту жительства будет снято. Эта практика будет продолжена и после того, как сеть ASAN Xidmt до конца 2014 года охватит большую часть территории республики. Граждане смогут воспользоваться нашими услугами, обратившись в любой из ближайших центров. В тех регионах, где открытие центров пока еще не состоялось, в соответствии с поручением главы государства организуются выездные услуги - специально оснащенные автобусы оказывают услуги гражданам в самых отдаленных уголках страны. Выездными услугами уже воспользовались около 60 тысяч граждан почти сорока районов. Процесс будет продолжен и в текущем году. С февраля 2014 года мы приступили к оказанию выездных услуг и жителям столицы: гражданам предоставляется возможность, не покидая места жительства или работы, оплатив соответствующую госпошлину, заказать и воспользоваться услугами нашей службы, заметно сэкономив время. В целях обеспечения социальной солидарности для инвалидов и детей с ограниченными возможностями подобные выездные услуги предоставляются на бесплатной основе.

    Основа успешной деятельности ASAN Xidmt - подбор квалифицированных кадров: где и как готовят специалистов для этой службы?

    Инам Керимов: У каждой госструктуры - свои требования к кадровой политике, и они различаются в зависимости от специфики и профессионального рода деятельности. При приеме на работу в наше Госагентство и в центры ASAN Xidmt основное внимание уделяется наличию опыта в сфере оказания госуслуг и владению инновационными знаниями. Мы периодически объявляем о наличии вакантных мест, проводим отборочные экзамены. Отрадно, что молодежь с большим энтузиазмом подает свои документы в наше Агентство, неудивительно, что большинство наших сотрудников - молодые люди, средний возраст которых не превышает 27 лет. Профессиональные кадры - наибольшая ценность и главный ресурс развития ASAN Xidmt. Мы периодически проводим курсы и тренинги для наших сотрудников по правилам этического поведения, тайм-менеджменту, управлению стрессом и конфликтами, повышению личной эффективности и т.д. Более того, в работе ASAN Xidmt задействованы порядка тысячи волонтеров, принимающих самое активное участие в работе центров, в частности, непосредственно помогающих гражданам. Здесь им дается возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности, набрать социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста.

    В какой мере оригинальна концепция ASAN Xidmt, по сравнению со службами аналогичного назначения в других странах?

    Инам Керимов: В практике большинства стран такие центры ограничиваются оказанием услуг, входящих в полномочия только одной госструктуры. Концепция же ASAN Xidmt более масштабная и объединяет услуги, оказываемые различными госорганами. При этом здесь не возникает конфликта межведомственных интересов, наоборот, все госорганы гармонично взаимодополняют друг друга.

    Поделиться