24.02.2014 23:43
    Поделиться

    Открыть свое дело готовы лишь 3 процента россиян

    Согласно глобальному исследованию, проведенному по заказу Amway, 70% респондентов из 24 стран положительно относятся к идее создания собственного бизнеса, а 39% готовы начать свое дело в ближайшем будущем. Позитивнее всех настроены датчане, финны и австралийцы, а среди россиян положительную оценку предпринимательству дали 65% респондентов.

    При этом реально готовы открыть свое дело только 3%. Существенным препятствием наши соотечественники назвали страх потерпеть неудачу (71%), 45% опасаются финансового бремени, 19% - влияния экономического кризиса в Европе.

    - От абстрактного одобрения до реального действия очень далеко, - отметил гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. - Этим и объясняется такой разрыв между тем, что большинство россиян положительно относятся к идее открыть свой бизнес, но реально это делают лишь 3%. Это можно сравнить с отношением к фитнес-клубам или зарядке по утрам - вряд ли кто-то негативно к этому относится, скорее, наоборот. Однако реально регулярно занимаются спортом единицы. Или, например, я положительно отношусь к намерению забраться на Эверест, но сам вряд ли буду это делать. Что касается бизнеса, большинство продолжают оставаться наемными работниками, потому что понимают, что способности быть предпринимателем есть мало у кого.

    По мнению старшего партнера BDO в России Александра Веренкова, то, что только 18% россиян указали на возможность самореализации и воплощения собственных идей как на мотивирующий фактор, говорит о том, что собственный бизнес у многих ассоциируется исключительно с торговлей и сферой услуг, где "возвышенные духом россияне не видят возможности состояться как личности". По словам эксперта, для России характерен короткий горизонт планирования собственной жизни. Молодые и энергичные люди не задумываются о пенсионных накоплениях, поэтому редко рассматривают собственный бизнес как самый надежный способ застраховать свое будущее.

    - Очевидно, количество людей, готовых к идее собственного бизнеса и реализующих ее в такой большей стране, как Россия, заметно разнится от региона к региону, - считает гендиректор страховой компании INTOUCH Мария Мальковская. - Кажется, что каждый день в Москве и Санкт-Петербурге появляется очередной стартап. Нельзя не видеть этот тренд: поколение Y выросло, у них совершенно новый тип мышления, они видят больше альтернатив и знают, что нужно сделать, "чтобы стало хорошо". То, что больше половины опрошенных положительно высказываются об идее собственного бизнеса в стране, которая развивается по рыночному пути всего лишь чуть больше 20 лет, уже очень хороший показатель.

    Комментарий

    Заместитель генерального директора ГК «Нексиа Пачоли» Юлия Емельянова:

    - Действительно, многие россияне, как и жители других стран, положительно относятся к собственному бизнесу. Однако попытки его организовать предпринимают далеко не все. По моему мнению, основных проблем немного, но они очень значительны. Во-первых, это дорогие деньги – инвестиции. Получить кредит в банке на start-up задача очень непростая: нужны бизнес-планы, подробные расчеты, поручительства, залоги и масса документов по их подтверждению. Но самое главное – ставки по кредитам! Процентная ставка по кредиту на открытие собственного бизнеса составит не менее 20% годовых. Какова же должна быть его доходность?! Во-вторых, нестабильность российской экономики, высокий уровень инфляции, удешевление рубля по отношению к мировым валютам (особенно если есть необходимость в импорте), существенное налоговое бремя. И наконец, третья причина – возможности резких изменений в законодательстве (как правило, ухудшающих положение бизнеса), множество бюрократических препятствий, слабость судебной системы, высокий уровень коррупции. Такие проблемы, как опасение негативных результатов, отсутствие опыта и необходимых знаний, недоверие к привлекаемому персоналу, конечно, тоже имеют место быть, но они не столь значительны, по сравнению с обозначенными выше.   
     
    Игорь Дюков, директор дипломного проектирования Стокгольмской Школы Экономики в России:

    - Естественно слышать, что многие хотят быть хозяевами своей судьбы. Однако, если говорить об открытии бизнеса, здесь следует разделять понятия «хотеть» и «мочь». Первый подводный камень - многие из тех, кто хочет, не понимают, что управление своим бизнесом – это каждодневная и ненормированная во времени работа. В нашей стране нет формировавшейся годами культуры развития предпринимательства, как в некоторых западных странах. Поэтому, говоря о развитии бизнеса, необходимо формировать внутреннюю культуру в обществе, поддерживающую «предпринимательский дух». Мы пока очень далеки от такого состояния. Второй момент - уровень коррупции и бюрократии отпугивает многих от открытия собственного дела, а некоторых, уже открывших его, заставляет закрывать. Управление бизнесом и система отчетности по нему в таких странах, как, например, Швеция, Голландия, Финляндия намного проще, чем в России, а предпринимательская культура в целом намного выше.

    Этими двумя обстоятельствами, на мой взгляд, в основном и объясняется оптимизм граждан этих стран по отношению к идее открытия своего бизнеса».

    Алекс Штейнгардт, генеральный директор Hays в России:

    - В России на сегодняшний день действительно наблюдается противоречивая ситуация, в которой прослойка людей, готовых сделать выбор в пользу индивидуального предпринимательства, уже существует, но благоприятных условий, мотивирующих их на решительные шаги в данном направлении, не создано. Неблагоприятных же факторов, напротив, насчитать удастся достаточно: во-первых, это сильная зависимость бизнеса от актуальной политической конъюнктуры. Во-вторых, несовершенная юридическая база. В-третьих, отсутствие культуры и истории успешного предпринимательства. Сегодня люди, добивающиеся своих целей в бизнесе выглядят чаще всего как образец действия "вопреки" существующим условиям, но не "благодаря". Таким образом в России, в отличие от тех же Швеции и Дании, каждый "поход в бизнес" - это рисковый эксперимент со множеством неизвестных. До тех пор пока это будет так, принципиального роста количества людей, готовых создавать свое дело, ожидать не стоит.


     

    Поделиться