24.02.2014 12:00
    Поделиться

    Цфатский музей кукол не будут ликвидировать

    Окружной суд города Цфата, расположенного на севере еврейского государства, постановил  "считать ликвидированным с 28 февраля нынешнего года  местный музей кукол". В судебном решении речь идет о небольшой экспозиции, созданной уроженкой города Биробиджан Милой Израилевной Розенфельд в память детей, погибших от рук исламистских террористов.

    Организации этого музея предшествовала жуткая трагедия. 19 октября 1994 года палестинский террорист подорвал себя в тель-авивском автобусе. Погибли 24 человека. Причем только двое из погибших перешагнули рубеж тридцати лет. Одной из самых молодых жертв того теракта была 21-летняя Алла Волкова, уроженка Хабаровска, выпускница тамошней средней школы.

    За полгода до своей гибели Алла, дочь Людмилы Розенфельд, завершила срочную службу в израильской армии и собиралась продолжать учебу в университете. Девушка также строила планы личной жизни со своим молодым человеком. Но по вине подонков-террористов жизнь Аллы Волковой оказалась очень короткой.

    "Гибель дочери перечеркнула мою жизнь, - с горечью вспоминала в беседе с корреспондентом "РГ"  Мила Розенфельд. - Именно в память о ней и всех молодых людях, погибших в терактах, я решила создать музей кукол, тем более что Аллочка еще школьницей в Хабаровске собрала большую коллекцию кукол". На сегодня в цфатском музее, занимающем всего лишь одну просторную комнату, более 120 кукол. Еще при жизни Аллы, ее мать, выпускница Хабаровского технологического института, получившая также историческое образование, сама научилась делать куклы и шить для них платья. "Куклы везде и всегда олицетворяли лучезарный детский возраст, - говорит Мила, -  а для тех, кто так и не вошел во взрослую жизнь, детство никогда не кончается".

    Благодаря энтузиазму Милы Розенфельд цфатский музей вошел в туристические маршруты Земли обетованной. Его посещают ежемесячно сотни туристов из разных стран. Причем, платы за вход как таковой не существует. Поэтому соответственно никакого дохода музей не приносит. Однако еще в ноябре прошлого года мэрия Цфата неожиданно потребовала оплатить ретроспективно за несколько лет аренду земли, на которой располагается музей. В принципе подобное требование с позиции здешнего земельного права весьма спорно, ибо в данном случае речь идет не о музейном комплексе, а всего лишь бывшем уличном сарае, переоборудованном  за счет личных сбережений семьи Милы.

    Восторженные отзывы о цфатском музее, в котором на куклах прослежена, в частности, история костюмов разных народов и продемонстрированы одеяния персонажей произведений Шекспира, можно найти в ЖЖ и на "Фейсбуке". Мне запомнился отлик одного из посетителей этого музея: "Куклы в музее города Цфат - произведение высокого искусства. Говорят, мэрия его скоро закроет. Кто там не бывал, советую срочно посетить". Израильский режиссер Борис Соловьев снял об этом музее фильм. Он называется "Куклы против террора".

    В защиту музея выступили ряд общественных организаций и видные журналисты. По словам Милы Израилевны, в ноябре музей удалось отстоять благодаря компании, поднятой главным редактором журнала "Исрагео", президентом Географического общества Израиля  Владимиром Плетинским (к слову, уроженцем Ташкента). В беседе с корреспондентом "РГ" Плетинский подчеркнул: "По сути мэрия Цфата пытается через суд расправиться с уникальным мемориальным музеем, вина которого только в том, что он очень небольшой и не имеет спонсоров". По словам Плетинского, мэрия Иерусалима готова предоставить помещение цфатскому музею кукол. Однако Мила Розенфельд сказала РГ, что на решение цфатского суда подана апелляция в суд высшей инстанции и надежды на победу  весьма велики.

    И в самом деле, в еврейском государстве более двухсот музеев. По числу музеев на душу населения Израиль занимает первое место в мире. И если каких-то чиновников городского ранга не трогает судьба цфатского музея, если суд низшей инстанции принял сторону бессердечных и не очень культурных людей, то общественность расправы над беззащитными куклами не допустит. Потому что за куклами стоит память о детях, погибших от рук террористов.

    Можно не сомневаться - цфатский музей кукол будет жить. Память не подлежит забвению, а куклы ликвидации.

    Поделиться