23.02.2014 23:07
    Поделиться

    На историческую сцену Большого театра возвращается "Царская невеста"

    В Большой возвращается "Царская невеста"
    В субботу 22 февраля на историческую сцену Большого театра возвращается "Царская невеста".

    Дочь новгородского купца юная Марфа Собакина стала третьей женой царя Ивана IV, правда, совсем ненадолго. Ее неожиданная ранняя смерть повлекла за собой вереницу очередных казней и расправ, на которые был так скор Грозный царь Иван Васильевич. Малоизвестный эпизод российской хроники, описанный еще Карамзиным, использовал Н.А. Римский-Корсаков, создавая свою "Царскую невесту". Либретто, основанное на одноименной драме Льва Мея (1848), не претендуя на историческую достоверность, вводит в круг действия не только реальных, но и вымышленных персонажей (например, Любашу). На создание одной из самых популярных и любимых русских опер у композитора ушло всего 10 месяцев. Премьера 22 октября (3 ноября) 1899 года в Частной опере Саввы Мамонтова имела огромный успех, обратившись в "национальное музыкальное торжество". Оркестром дирижировал ученик композитора Ипполитов-Иванов, эскизы декораций писал Михаил Врубель, а его жена, выдающаяся певица Надежда Забела, создала образ Марфы - один из прекраснейших в русской опере. Сам композитор любил эту оперу больше всех остальных, и "Царская невеста" действительно выглядит идеальным образцом динамичной оперной драмы: живые объемные характеры, невероятная интрига, накаленные до предела человеческие страсти.

    В Большом театре "Царская невеста" появилась с большим опозданием, лишь в 1916 году, но зато с тех пор практически не исчезала из репертуара. На смену старой постановке быстро приходила новая. Всего же их было шесть, и если перечислять всех знаменитостей, кто имел отношение к этим постановкам, кто в них пел, играл и дирижировал, то это будет своего рода мини-история Большого театра: Голованов и Нежданова, Покровский и Светланов, Вишневская, Архипова, Образцова, Синявская…

    Нынешняя постановка "Царской невесты" - седьмая, ее осуществляет режиссер Юлия Певзнер, и задача, стоящая перед ней - вписать новый спектакль в сценографию Федора Федоровского, выдающегося театрального мастера. Впервые его декорации к "Царской", ныне признанные "золотым фондом" Большого, увидели свет рампы в спектакле 1955 года. Почти шесть десятилетий во многом благодаря мощной, выразительной и смелой живописи Федоровского "Царская невеста" воспринималась классическим образцом "оперы большого стиля".

    Над реконструкцией и созданием новой редакции сценического оформления работала художник Альона Пикалова. Подспорьем для нее был и прежний спектакль, который еще совсем недавно шел на Новой сцене, эскизы декораций 1955 года, музейные фотографии. "Моей главной задачей - говорит Пикалова - было представить достойно последний спектакль Федоровского. Но его декорации нельзя просто достать из приглушенного мерцающего света, для которого они создавались, и поставить под нещадный свет современных софитов. За прошедшие годы освещение в театре изменилось очень сильно - этот скачок можно сравнивать с переходом от газового освещения к электрическому. Поэтому, сохранив основные пропорции и цветовое решение, "картинка" из плоскостной должна превратится в объемную, рельефную".

    Каким образом произойдет соединение раритетной живописи и новых сценических технологий, можно будет увидеть уже сегодня вечером.

    К премьере "Царской" театр приготовил несколько составов исполнителей, - четыре Марфы, четыре Любаши, пять Грязных! Среди исполнителей главных партий - как хорошо известные публике солисты Большого театра, так и молодежь: участники и выпускники Молодежной программы, приглашенные солисты театров "Новая опера", Центра Вишневской, Екатеринбургской оперы. Какое-то время, после ухода Василя Синайского с поста музыкального руководителя Большого театра, интригой оставался вопрос - кто же встанет за пульт на премьере? Ответ появился в начале этого года и порадовал поклонников выдающегося дирижера Геннадия Рождественского. Маэстро для этого пришлось скорректировать свои планы. По словам Генерального директора Большого Владимира Урина, Рождественский продирижирует не только серией премьерных показов, но и будет управлять оркестром во время зарубежных гастролей в Вене и Нью-Йорке, где опера прозвучит в концертном исполнении.

    Поделиться