12.02.2014 23:58
    Поделиться

    Вадим Яковенко: Педофилы редко исправляются после отбытия наказания

    Как раскрываются преступления, совершенные в столице отношении несовершеннолетних. Почему так сложно обнаружить пропавшего человека. Всегда ли бывает справедлив вердикт суда присяжных. О криминогенной обстановке в Москве корреспондент "РГ" побеседовал с руководителем Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Москве, генерал-лейтенантом юстиции Вадимом Яковенко.

    - Вадим Владимирович, на днях Мосгорсуд признал виновным в убийстве жены и падчерицы жителя Белоруссии Степана Гончарика. Дело было громкое. Ведь женщины больше года считались пропавшими без вести. Исчезновение людей - серьезная проблема для столицы. Опасность подстерегает многих. В чем особенность расследования таких преступлений?

    Вадим Яковенко: В качестве примера можно привести уголовное дело по факту исчезновения 25-летней москвички. В ходе следствия было установлено, что девушка в районе Нового Арбата села в такси и пропала. Была проведена большая аналитическая работа. Удалось установить автомобиль и таксопарк, к которому он относится. Водитель, в тот день находившийся за рулем, оказался неоднократно судимым, в том числе за преступления против половой неприкосновенности. Сейчас обвиняемый в убийстве девушки заключен под стражу.

    Расследование таких дел осложняется и тем обстоятельством, что сложилась тенденция, когда в правоохранительные органы обращаются близкие родственники, чтобы скрыть следы преступления и запутать следствие.

    - Судя по всему, вы имеете в виду громкое дело ресторатора Кабанова. Но это же было нечто из ряда вон выходящее.

    Вадим Яковенко: Не скажите. Осужденный к 14 годам лишения свободы Кабанов, убил жену-журналистку Ирину Кабанову. Он не только обратился в полицию с заявлением об исчезновении супруги, но и несколько дней распространял через соцсети призывы о помощи, привлекал СМИ и волонтеров. Но он не одинок. Аналогичная ситуация была и с исчезновением маленькой девочки в Южном Бутово. Убив ребенка и спрятав тело, в тот же день мать обратилась в правоохранительные органы. По уголовному делу об убийстве замглавы администрации Подольска Свиридовой следователи доказали, что организатором преступления с целью ограбления стал водитель чиновницы. Именно он, по заранее продуманному преступному плану, обнаружил труп убитой подельниками чиновницы и вызвал полицию.

    - Известно, что при расследовании дел о пропаже людей вашим подчиненным часто удается разоблачить целые преступные группы.

    Вадим Яковенко: Сейчас завершается расследование дела в отношении пяти человек, трое из которых - бывшие сотрудники ОВД Хорошево-Мневники. Их действия квалифицированы следствием по статьям убийство, похищение человека, разбой.

    По версии следствия, преступная группа была создана с целью нападения на тех, кто занимался частным извозом. Один из соучастников сел в автомобиль под видом клиента и отправился за город, где уже ждали подельники. Водителя - 25-летнего парня - убили во дворе заранее снятого частного дома в Московской области. Автомобиль перегнали в Москву, где впоследствии продали за 150 тыс. рублей. В полицию с заявлением о безвестном исчезновении обратился друг потерпевшего. Благодаря совместным усилиям следователей и оперативных сотрудников МВД преступную деятельность соучастников удалось пресечь после совершения их первого же преступления.

    - Неоднозначную оценку в обществе получают дела о педофилии. Велика ли вероятность ошибки следствия по таким делам?

    Вадим Яковенко: В прошедшем году 900 несовершеннолетних признаны потерпевшими по уголовным делам наших следователей. Более 70% преступлений - это грабежи и разбои. 20% традиционно составляют преступления против половой неприкосновенности детей. В прошлом году их зарегистрировано более 100. Считаю, что ошибка следствия в таких делах сведена к минимуму, т. к. на всех стадиях уголовного судопроизводства действует процессуальный контроль за действиями подчиненных как в аппарате Главного управления, так и в СК России. Кроме того, нашим действиям с точки зрения законности дает оценку надзирающий орган - прокуратура, а также суд. К расследованию таких дел мы относимся с особой тщательностью.

    Люди, склонные к педофилии, крайне редко после отбытия наказания встают на путь исправления. Об этом говорят и факты. Сейчас под стражей находится 59-летний преступник, который, по версии следствия, в период с 1996 по 2006 год совершил не менее пяти нападений на девочек в возрасте 13-15 лет на территории Восточного административного округа Москвы. При этом мужчина был осужден за совершение одного из эпизодов, и, понимая, что находится под пристальным вниманием правоохранительных органов, после освобождения на длительный период приостановил свою преступную деятельность.

    В США от следствия скрывается 42-летний бизнесмен из Москвы. Уже собраны доказательства его вины в совершении 10 эпизодов насильственных действий сексуального характера в отношении девочек на юге столицы. В компетентные органы направлены соответствующие документы о выдаче обвиняемого.

    - Но таких людей, бывает, что и оправдывают присяжные. Получается очень большой скандал. Это тоже можете объяснить?

    Вадим Яковенко: Что касается оправдательных приговоров. Считаю, что доказательства, собранные следствием по таким делам, должны оценивать профессиональные судьи. Зачастую защита апеллирует к эмоциям присяжных, а юридические факты остаются без внимания не обладающих каким-либо опытом в рассмотрении уголовных дел присяжных заседателей. Уверен, что возможно и давление на присяжных. Такие факты выявлялись после учреждения института присяжных заседателей в России. Нельзя исключать и коррупционную составляющую, на мой взгляд.

    Подобные дела, к сожалению, возбуждаются очень часто. А резонанс приобретают единицы. Публичность используется как одно из средств защиты. Хотя прошлый год ознаменовался в этом отношении определенными успехами. Например, приговорен к 18 годам лишения свободы Василий Мидцев, руководитель военно-патриотического клуба. Доказано, что в период с 2005 по 2011 год он совершил 70 преступлений против половой неприкосновенности воспитанников. Расследование в отношении него продолжается.

    Первая часть беседы с руководителем Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Москве, генерал-лейтенантом юстиции опубликована в "Российской газете" 11.02.2014.

    Поделиться