13.02.2014 13:57
    Поделиться

    На Кубани многодетная мать лишила своих детей дома

    Вся недвижимость Елены Чухаревой из Кореновска - земельный участок размером чуть больше семи соток, почти готовый двухэтажный дом площадью 193 квадратных метра и старая хата ушли ... за долги в 115 тысяч рублей. В итоге четверо детей Елены в возрасте от пяти лет до 21 года превратились в лишенцев.

    Как дом ушел

    В полном отчаянии в редакцию "РГ" обратилась мать Елены. Для нее настоящим шоком стало известие о том, что собственником большого дома, который она в течение нескольких лет строила для дочери и внуков, стал абсолютно посторонний человек.

    Вся спорная недвижимость отошла семье Ткаченко, один из представителей которой до недавнего времени был работодателем Елены Чухаревой. Женщина уверяла, что расписку в получении денег в размере двух с половиной миллионов рублей написала под его давлением и что на самом деле никаких денег не получала. Однако Кореновский районный суд отказал ей в удовлетворении иска о признании недействительным договора купли-продажи.

    Как случилось, что мать, сама не желая того, обездолила своих детей?

    Разбираясь в этой истории, мы изучили массу документов и выслушали мнения разных людей. Жизнь Елены не заладилась с самого начала. С первым мужем она разошлась, второй погиб, а третий завел себе другую семью. Вместе с детьми она проживает в Кореновске в доме, который купила ее мать - Лидия Николаевна.

    - Все свои сбережения я вкладывала в его строительство, надеялась, что внуки, наконец, будут жить в человеческих условиях,- рассказывает мама Елены. - Могла ли я предположить, что строила дом для чужого дяди?

    О западне, в которую попала ее дочь, Лидия Николаевна узнала лишь недавно. Оказывается, еще в 2006 году та одолжила у своего знакомого, индивидуального предпринимателя, 115 тысяч рублей - под проценты. Надеялась быстро погасить долг, но не вышло. После того, как кредитор взял ее на работу продавщицей в один из своих магазинов, он предложил ей оформить на него недвижимость, чтобы у него была гарантия возврата долга.

    - Поскольку все правоустанавливающие документы находились у меня, о подобном я помыслить не могла, - рассказывает Лидия Николаевна. - Как теперь выясняется, кредитор убедил дочь заказать их дубликаты, по которым и был оформлен договор купли-продажи.

    По рукам

    Сначала владельцем недвижимости, расположенной на улице имени Кирова в городе Кореновске, по документам стал Ткаченко-старший, затем его сын, получивший собственность по договору дарения. Никто не скрывал, что сделки носят чисто формальный характер: ведь в доме жила Елена вместе с детьми. Именно на нее были зарегистрированы все лицевые счета, переоформлять которые на себя титульные владельцы не спешили. По словам Чухаревой, они заверили, что перепишут недвижимость обратно на нее, как только она погасит долг с набежавшими за эти годы процентами. Примечательно, что расписку о получении от Ткаченко-младшего 2,5 миллиона рублей Елена написала лишь в апреле 2013 года, то есть через два года после заключения последней сделки.

    - Я опасалась за безопасность детей, поэтому написала эту расписку, хотя никто никаких денег мне не давал, - уверяет Елена. Поверила, что для моих кредиторов эта расписка станет гарантией возврата долга. Они сказали, что оформят на меня кредит, чтобы я расплачивалась с банком, а не с ними. И предположить не могла, что практически сразу после получения расписки дом будет выставлен на продажу.

    Узнала она об этом случайно: старший сын в интернете прочитал объявление. "Мама, это же наш адрес. Нас хотят продать вместе с домом, в котором живем?!"

    Безденежный договор

    Елена рассказала обо всем матери: о том, как попала в долговую кабалу и как подписала фиктивный по сути договор купли-продажи. Бабушка четверых внуков была потрясена.

    - В том, что случилось, виновата прежде всего сама Лена, - признает она. - Влезла в долги, скрыла их от меня, надеялась, что как-то сама выкрутится, а в итоге попала в настоящую кабалу. Но жертвами в результате стали мои внуки, для которых и строился этот дом.

    Елена надеялась, что из долгов сама выкрутится, а в итоге попала в настоящую кабалу

    15 мая прошлого года по совету мамы Чухарева взяла диктофон, пришла к Ткаченко домой и стала просить переоформить дом обратно, пообещав погасить весь долг.

    - Он категорически отказался: "Я сколько раз переоформлял туда-сюда, деньги платил. Сейчас его никто не заберет, потому что он на сына моего оформлен", - цитирует Чухарева.

    Запись подтверждает, что заключенный договор купли-продажи носил безденежный характер. Елена обратилась в суд с иском о признании недействительной этой сделки и последующего договора дарения. Гражданское дело принял к производству федеральный судья Кореновского районного суда Сергей Швецов. Он сразу наложил арест на спорное недвижимое имущество и удовлетворил заявленное ходатайство об участии в деле прокурора, а также представителя органов отдела по вопросам семьи и детства. Однако затем для рассмотрения по существу это дело попало к другому судье - Елене Ермолаевой. Она отказала в удовлетворении заявленного иска, затрагивающего интересы детей, трое из которых на тот момент были несовершеннолетними, посчитав, что права их не нарушены.

    Дело в том, что сама истица и ее дети зарегистрированы в поселке Южном Кореновска, в 16-метровой квартире с печным отоплением. На каждого из них приходится всего около трех метров жилой площади. Но, как указано в решении, "...права несовершеннолетних детей указанной сделкой не нарушены, поскольку они обеспечены иным жильем".

    Между тем ответчик категорически отрицал, что истица брала у него в долг деньги. Суд поверил ему на слово. Запись на диктофоне к делу не приобщили.

    Заявительница утверждает, что стала жертвой мошеннических действий и просит возбудить по этому факту уголовное дело. Как сообщили корреспонденту "РГ" в прокуратуре края, "изложенные в жалобе Чухаревой доводы об обстоятельствах заключения договора купли-продажи в настоящее время исследуются органами предварительного расследования".

    "РГ" будет следить за дальнейшим развитием этой истории.

    Комментарии

    Алексей Аванесян, юрист:

    - Титульному собственнику будет крайне сложно выселить из дома тех, кто в нем фактически проживает. И в первую очередь несовершеннолетних детей, младшему из которых всего пять лет. Суд предписывает им проживать по месту регистрации, хотя там на каждого приходится по три метра жилой площади. Убежден: на стороне детей обязаны выступить как местные органы опеки, так и уполномоче-нный по делам ребенка, куда советую матери безотлагательно обратиться за защитой. Если многодетная мать считает, что стала жертвой мошеннических действий, ей необходимо добиваться возбуждения уголовного дела, предъявить аудиозапись и другие обстоятельства заключения оспариваемых сделок.

    Зоя Козлова, Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае:

    - В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае за 2013 год поступило 1873 обращения, из которых более 500 касаются нарушений жилищных и имущественных прав несовершеннолетних. Для восстановления нарушенных прав ребенка в судебном порядке требуется много времени, сил и средств. Обязанность защиты интересов несовершеннолетних возложена на их законных представителей - родителей. Но они, как правило, в силу своей правовой безграмотности сами нарушают права своих детей. Всегда можно обратиться в органы опеки и попечительства, к нотариусам и получить информацию о правилах предстоящей сделки и ее последствиях.

    Поделиться