12.02.2014 23:20
    Поделиться

    Самоубийство контр-адмирала заставило власти вспомнить об обезболивании

    Смерть контр-адмирала заставила чиновников вспомнить об обезболивании
    Трагичная смерть контр-адмирала Вячеслава Апанасенко ужаснула. Он пошел на "вынужденную эвтаназию", выстрелив в себя из наградного пистолета. Причина - невозможность получить адекватное обезболивание.

    У контр-адмирала была последняя стадия рака. Но к отчаянному решению его подтолкнуло даже не то, что он был смертельно болен, а то, с какими усилиями его родные "добывали" для него обезболивающие. "Сам готов мучиться, но видеть страдания своих родных непереносимо", написал контр-адмирал перед выстрелом.

    Один из десяти

    Это жутко, но история не исключительная. Полтора года назад также от рака умерла известный бард, радиожурналистка Ада Якушева - и ее уход также был долгим и мучительным. Голоса других, не столь известных людей тонут в информационном шуме. Но факт остается фактом: у нас в стране десятки тысяч больных не могут получить паллиативную помощь. ВОЗ рекомендует обезболивание онкобольных наркотическими анальгетиками в щадящих формах - в виде таблеток, пластырей. Но у нас еще хорошо, если назначают инъекции. А неинвазивные формы таких лекарств получают лишь 13% тех, кому она нужна. То есть практически только один из десяти больных!

    Знакомые рассказывали мне, как для того, чтобы избавить близкого человека от мучений, им приходилось идти на преступление - искать контакты на "черном рынке" и приобретать героин...

    Выстрел вызвал взрыв возмущения. "Волна" докатилась до правительства: вице-премьер Ольга Голодец поручила минздраву разобраться, почему родные Апанасенко не смогли получить положенный ему морфин. А министр Вероника Скворцова распорядилась провести повсеместные проверки - чтобы выяснить, как обстоят дела с обезболивающими в регионах.

    Почему?

    Наверно, "стрелочника", который раньше ушел с работы и не подписал злополучный рецепт вовремя, найдут и накажут. Но проблема-то системная.

    Врачи научены горьким опытом: если спецрецепт "зажать", всеми правдами и неправдами вести больного без наркотиков - ответственность за то, что пациент страдает, не наступает. А вот если все же сделать назначение, но не дай Бог ошибиться - можно и под уголовное дело "загреметь". Вот и предпочитают не рисковать, а если все же назначили наркотики - не увеличивать дозы при нарастании боли, не менять один препарат на другой, когда прежний перестает помогать. Врачи говорят: каждое подобное их действие в случае проверки вызывает подозрения со стороны наркоконтроля.

    Достаточно вспомнить недавний суд над терапевтом Алевтиной Хориняк. Врач назначила обезболивающее своему знакомому, онкобольному, отступив от трудновыполнимых инструкций. И... Была обвинена в преступном распространении наркотиков.

    Минздрав предупреждает

    Казалось, критические выступления последних лет были услышаны: прошлым летом минздрав выпустил приказ о порядке назначения наркосодержащих лекарств, смягчив жесткие правила..

    "После выхода приказа минздрава N 1175-н ситуация с обеспечением наркотическими обезболивающими должна улучшиться, - пояснили "РГ" в профильном департаменте министерства. - Раньше при выписке из стационара больной неизбежно прерывал прием лекарств - пока придет на прием к врачу или вызовет его на дом, пока встанет на учет, проходило несколько дней. Теперь врачу в больнице разрешено, выписывая пациента домой, либо выдать ему пятидневный запас лекарства, либо рецепт на его получение. При амбулаторном лечении предельно упрощен порядок назначения лекарства: это вправе сделать не только специалист-онколог, но и участковый терапевт, и любой другой специалист по профилю заболевания, например, эндокринолог, невролог. Одним словом, врач, который наблюдает больного, сам определяет потребность в обезболивании, сам выбирает препарат и назначает дозировку. Никакие консилиумы, комиссии, согласования для этого не нужны".

    Почему вступивший в силу еще в июле прошлого года приказ в большинстве регионов не выполняется? Наше государство устроено так, что "под" федеральный приказ в каждом регионе принимается свой собственный. И до сих пор в регионах действуют старые, бюрократические акты. В Москве, например, городской приказ "переделали" только к концу прошлого года. В других территориях - вообще не торопятся.

    Что нужно знать больному

    Как должен выполняться приказ минздрава в конкретной поликлинике? "Главный врач знает, что на таком-то участке есть тяжелый больной, что он наблюдается у такого-то врача. Он должен издать приказ по лечебному учреждению о том, что этому врачу разрешено выписывать препараты с наркокомпонентами, - пояснили в министерстве. - Срок действия такого рецепта - пять дней, достаточно, чтобы доехать до аптеки и получить препарат. Нужно поменять лекарство, увеличить дозировку, ведь состояние больного меняется, - опять-таки лечащий врач может это сделать самостоятельно, без согласований. Но, к сожалению, далеко не везде врачи знают о новом порядке, хотя приказ официально публиковался в "РГ". Есть он и на сайте минздрава".

    Если ваш врач отказывает в назначении, необходимо обратиться к заместителю главврача по лечебной части, поясняют в минздраве. Он должен наладить лечебный процесс так, чтобы пациент получил всю необходимую помощь. Дефицита наркотических анальгетиков у нас нет. Если лекарство трудно получить - это скорее всего издержки плохой организации работы на участке.

    Мнение

    Екатерина Чистякова, директор Фонда "Подари жизнь"

    Проблему недоступности обезболивания мы "выращивали" десятилетиями. Наш ФЗ N3 "О наркотических средствах и психотропных веществах" базируется на международной конвенции о них же, которая, хотя и признает необходимость обеспечить наличие наркотических лекарств для медицинских целей, в целом направлена на ограничение распространения наркотиков, на контроль над ними. И это понятно, наркомания - страшное зло.

    Однако мир понял, что слишком строгие запретительные меры делают наркотики недоступными действительно больным людям. И страны, одна за другой, стали менять свою правовую базу и практику в сторону достижения баланса между предотвращением утечки медицинских наркотиков в нелегальный оборот и обеспечением их доступности для пациентов, страдающих от сильных хронических болей. Приказ минздрава N 1175н - это первая попытка исправить ситуацию, распутать очень запутанный клубок. Я хочу подчеркнуть, что содержание приказа ново для России. И, как это бывает с любой первой попыткой, она может быть несовершенной. Сейчас надо убедить регионы использовать данные приказом права и внимательно отслеживать, что "приживается", а что не удается. Чтобы потом исправить и сделать лучше.

    Наверное, можно было бы действовать быстрее. Можно было бы выиграть у боли несколько месяцев. Но, увы, не больше. Все слишком запущено. Хочу с сожалением сказать, что быстрых решений не будет. Проблема комплексная. Помимо административных и правовых барьеров (которые можно устранить приказами), есть еще проблема образования врачей. Врачам дали право единолично назначать наркотические препараты, но не все умеют грамотно это делать. Решение этой проблемы, наверное, потребует больше всего времени и сил.

    Поделиться