11.02.2014 23:59
    Поделиться

    Депутаты обсудят новый порядок выборов в Госдуму во втором чтении

    Сегодня депутаты рассмотрят во втором чтении законопроект о новом порядке выборов в Госдуму
    Новым российским партиям, прежде чем включиться в борьбу за места и мандаты в Госдуме, придется доказать свою дееспособность и подтвердить, что они пришли всерьез и надолго.

    На "диванные" партии, партии-однодневки или партии, созданные только для того, чтобы отвлечь внимание избирателей от нежелательных конкурентов, не стоит тратить ни денег во время избирательной кампании, ни эфирного времени, ни места в избирательном бюллетене, который при столь массовой партзастройке российского политического пространства грозит вырасти в огромную простыню. Так считают лидеры четырех думских фракций Владимир Васильев (ЕР), Владимир Жириновский (ЛДПР), Геннадий Зюганов (КПРФ) и Сергей Миронов (СР), предложившие установить критерий, которому непременно должны соответствовать партии, намеренные участвовать в федеральных парламентских выборах. Их поправку в президентский законопроект о новом порядке формирования Госдумы профильный комитет рекомендовал принять во втором чтении законопроекта.

    Авторов поправки меньше всего беспокоили бюллетени размером в простыню, хотя избирателей, которым пришлось бы ее раскручивать в поисках "своей" партии, стоило бы пожалеть. Но этот вопрос все-таки можно было решить с помощью каких-то технологий. Общие опасения лидеров фракций, как, впрочем, и большинства депутатов Госдумы, касались не формы, а сути, которую с категоричной суровостью высказал в интервью "РГ" Геннадий Зюганов: "Не надо морочить избирателям голову". Лидер коммунистов не сомневался в мудрости избирателей.

    Зюганов полагал, что правильный выбор им просто помешает сделать множество похожих партийных названий, неопределенность или обманчивость платформ некоторых новоявленных партий, рожденных уже не в муках. Ведь для того, чтобы создать партию, теперь достаточно 500 человек. А действующая с недавних пор норма позволяла всем политическим партиям - и большим и малым,- участвовать в парламентских выборах любого уровня, выдвигая кандидатов партийными списками и поодиночке без сбора подписей и без залога. И как раз на выборах Госдумы 2016 года это норма должна быть впервые в полной мере испытана.

    Никто не собирается создавать дополнительные барьеры на выборах в Госдуму для малых партий, единственный критерий для них - поддержка избирателей

    Но без критериев отбора в таком важном деле, как получение мандата органа власти, нельзя. И раньше без них не обходились ни одни думские выборы. Для выдвижения партийного списка кандидатов в Думу первого созыва, которая избиралась в 1993 году по смешанному принципу, требовалось 100 тысяч подписей. Во вторую - партии собирали уже по 200 тысяч. На выборах третьей Думы - подписи избирателей разрешалось заменить денежным залогом. Пятая Дума, которая была сформирована уже по пропорциональному принципу, без участия одномандатников, этот залог отменила. Для выдвижения партийных списков на выборах нынешней Думы шестого созыва непарламентские партии должны были представить в избирком 150 тысяч подписей, парламентские от сбора подписей были освобождены.

    Ситуация развивается вполне последовательно, с учетом реалий - так оценивают изменения в избирательном законодательстве на Охотном Ряду. Хотя и либерал-демократы, и коммунисты полагают, что не стоило бы правила так часто менять. Тем не менее, и те, и другие отмечают, что необходимость собирать "автографы" подписи избирателей не мешала партиям в блоках, когда они допускались на выборы, и поодиночке участвовать в выборах. С подобным условием допуска в избирательные бюллетени вполне справлялись в первых думских созывах до двух десятков партий. И большинство из них, кстати, не были старожилами на российском политическом поле, которое тогда только осваивалось.

    Но сегодня речь не идет о том, чтобы вместе со смешанными выборами в Госдуму вернуть и прежние условия отбора их возможных участников. Критерий, который предлагают для всех партий без исключения лидеры думских партий, на самом деле, по их утверждению, один - поддержка избирателей. Но она может выражаться и "предъявляться" в разном виде. В зачет пойдут и прежние партийные заслуги на выборах разного уровня, и подписи избирателей, которые смогут свидетельствовать о том, что партию в регионах знают "по походке", то есть по ее делам, а не по комбинации букв алфавита, сильно напоминающих кого-то очень знакомого. Кстати, этот прием - предстать перед избирателями, прикрывшись аббревиатурой известной в народе политической организации, как свидетельствуют думские коммунисты, уже был испытан на региональных выборах, когда за сокращенным названием "КПРФ" стояла не партия Зюганова, а совсем другая, мало кому известная. А слово "Справедливая", к которому не может остаться равнодушен ни один российский избиратель, вообще брали на предвыборный прокат многие.

    Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин убежден, что предлагаемый в этой ситуации критерий, позволяющий политической партии зарегистрировать свой список кандидатов, а следом, уже без дополнительных условий, и своего партийного кандидата в депутаты по одномандатному округу, не снизит конкуренции. А приблизит партию и ее кандидата народу, сделает ее узнаваемой.

    Никто не собирается создавать дополнительные барьеры на выборах в Госдуму для малых партий, подтверждает и спикер нижней палаты Сергей Нарышкин. "Пусть поработают", - в свою очередь рекомендует лидер либерал-демократов. Поправка лидеров как раз это и предполагает. Партия сможет участвовать в новых думских выборах в случае, если на прежних была допущена к распределению мандатов или набрала не менее трех процентов голосов избирателей. Или имеет мандат в заксобрании хотя бы одного региона. Этим требованиям из действующих партий, кроме четырех парламентских, уже соответствуют семь - "Яблоко", "Родина", "Российская партия пенсионеров" за справедливость", "Правое дело", "Гражданская платформа", РПР-ПАРНАС и "Коммунисты России". У остальных еще есть шанс проявить себя на региональных выборах в сентябре 2014 и 2015 годов. Если сейчас нет ни того, ни другого, а также надежды на региональный мандат в ближайшем будущем, нужно собирать 200 тысяч подписей.

    А как у них

    США: теоретически все доступно

    Отцы-основатели США выступали против формирования политических партий, и американская конституция не регулирует их участие в выборах. Тем не менее, с самых истоков государственности здесь формировалась двухпартийная система - Демократическая и Республиканская партии.

    Разногласий у них хватает, но в одном они едины: появление новых влиятельных партий не в их интересах. Поэтому написанные представителями двух партий-гигантов законы в большинстве штатов устанавливают разнообразные барьеры на пути всех остальных.

    Правда, теоретически путь открыт и для любых других политических сил. Каждый штат самостоятельно устанавливает правила регистрации кандидатов. Обычно малым партиям для выдвижения своих претендентов необходимо добиться определенного уровня поддержки электората на предыдущих выборах или собирать от 2 до 5 процентов подписей от некоего числа избирателей. Процент может считаться от общего числа зарегистрированных жителей штата или только тех, кто голосовал на последних выборах президента или губернатора, либо только тех, кто голосовал за победителя. Барьер выше 5 процентов негласно считается противоречащим духу конституции и блокирующим возможность непарламентских партий участвовать в выборах.

    Например, в штате Нью-Йорк кандидат партии должен получить не менее 50 тысяч голосов на последних выборах губернатора - тогда она официально признается партией, а ее выдвиженцы освобождаются от процедуры сбора подписей. В Калифорнии аналогичный барьер составляет 2 процента голосов на предыдущих выборах. В Колорадо подписи должны собирать кандидаты от любых партий. А в Луизиане, напротив, одно из самых мягких законодательств в этом плане: кандидатом в президенты США любой может стать всего за 500 долларов и 5 тысяч подписей, а выдвиженцы от зарегистрированных партий получают такое право автоматически. Зарегистрировать партию тоже несложно: достаточно заплатить 1000 долларов и набрать в свои ряды 1000 сторонников. Помимо этого к кандидатам устанавливаются разнообразные требования в плане возраста, гражданства, длительности проживания в США, профессиональных навыков.

    В целом же шансы малых партий к участию в политической жизни сводятся к минимуму тем, что округа одномандатные и действует формула "победитель получает все", при которой кандидаты меньшинств остаются не у дел. В результате подавляющее большинство выборных должностей занимают выдвиженцы двух основных партий.

    Игорь Дунаевский, "Российская газета", Вашингтон

    ФРГ: вход свободный

    В соответствии с законом о выборах ФРГ для участия в локальных или федеральных выборах партиям не нужна регистрация. Партии, которые в предыдущий избирательный период не были представлены в бундестаге или в одном из ландтагов по меньшей мере пятью депутатами, могут выставлять кандидатов, если они минимум за 97 дней до выборов письменно заявили о своем участии и Федеральная избирательная комиссия установила их партийную состоятельность согласно статье 2 закона о партиях ФРГ ("Партия должна серьезно и долговременно участвовать в формировании политического мнения"). Доказательство этого - определенное количество членов, крепкая организационная структура и общественное признание. На практике к состоятельности партий не применяются строгие критерии. Среди более 35 партий на осенних выборах в бундестаг были романтические "Фиолетовые", ренегатская партия "Нет!", "Партия разума" и просто "Женщины". Заявление должно быть подписано минимум тремя членами президиума, к нему должны прилагаться устав и программа. Немецкий избиратель отдает два голоса - за партийный список кандидатов и за одномандатника. Партии, которые в предыдущий избирательный период не были представлены в парламентах, должны собрать по одной личной подписи от тысячи избирателей своей земли максимально 2000 подписей. Выставляя прямых кандидатов от каждого избирательного округа, партии должны заручиться минимум 200 подписей за одномандатника (в ФРГ около 300 избирательных округов, это ощутимая цифра). На земельных уровнях квоты и сроки могут отличаться в деталях, но в общем похожи на условия для бундестага. Партия не допускается к выборам, если против нее проголосует 2/3 членов Федеральной избирательной комиссии. Это может быть обжаловано в Конституционном суде. До вынесения решения партия считается правомерной участницей выборов.

    Анна Розэ, "Российская газета", Берлин

    Италия: Ничего невозможного нет

    Исходя из Конституции Италии, любой гражданин имеет право объединяться в партию, "заниматься политикой" и, соответственно, баллотироваться на выборах. Таким образом, любая группа единомышленников, движимая общей идеологией (за исключением военной, секретной и фашистской), может создать политическое движение или партию, которая в один прекрасный день окажется в парламенте. Но в теории. На практике перед "боем" за место в парламенте необходимо оформить нотариальный акт с указанием названия новой партийной организации, ее цели, а также логотипа. Политическое движение на территории Италии будет зарегистрировано только в том случае, если в его рядах состоят по меньшей мере три человека: президент, политический секретарь и казначей. Далее объединившимся в едином политическом порыве гражданам следует обзавестись ИНН и зарегистрироваться в префектуре. По закону, от новых политлидеров требуются открытие банковского счета, аренды постоянного офиса, который будет вписан в реестр целого ряда структур: избирательного трибунала, финансовой гвардии, торговой палаты, квестуры (местной полиции), муниципалитета и префектуры. Для того же чтобы претендовать на кресла в обеих палатах парламента, выдвиженцам не представленных в итальянском нацсобрании партий необходимо собрать в общей сложности 120 тыс подписей. Для тех же, у кого запросы поскромнее, и они хотели бы поучаствовать в муниципальных и региональных выборах, действует такой принцип - чем больше число жителей, тем большее количество подписей необходимо собрать (для того, чтобы представлять интересы 100 -300 тыс жителей, нужно получить 700 подписей, более 1 млн - 1,5 тыс подписей). Только после того, как МВД Италии проверит подлинность "автографов", молодая партия сможет официально принять участие в выборах.

    Нива Миракян, "Российская газета", Рим

    Швеция: и даже Партия трезвости

    Традиция многопартийности в Швеции сильна во многом потому, что к политическим партиям предъявляют минимальные требования. Здесь от партии даже не требуют регистрировать название, но рекомендуют сделать это, чтобы защитить себя от появления двойников. Когда какая-либо шведская партия решается принять участие в выборах, то до конца февраля в год голосования ей необходимо подать заявку в избирательную комиссию. С 1997 года шведы голосуют по трем видам бюллетеней - партийный, партийно-именной и незаполненный - то есть они могут отдать свой голос не только за партию, но и за конкретного человека. Поэтому фактически в выборах может принять участие даже партия, состоящая из одного человека. Впрочем, практика проведения выборов в Швеции все же выработала критерии для политических партий, которые стремятся попасть в риксдаг (парламент), совет ландстингов (аналог губернаторских выборов), муниципальные советы и в Европейский парламент. Так в соответствии с Актом о выборах 2005 года партия, которая регистрируется для участия в выборах в шведский и европейский парламент, должна представить две тысячи подписей в свою поддержку. Для выборов в совет ландстингов эта планка составляет 100 подписей, а для муниципальных - 50. Гибкие критерии регистрации привели к тому, что кроме 8 парламентских фракций в Швеции существует больше двух десятков партий, которые представлены в региональных органах управления и даже в Европарламенте. Так, одна из известных партий Швеции - Пиратская партия уже восемь лет не может пробиться в риксдаг, зато имеет представительство в Европарламенте. Но есть и менее успешные партии, которые защищают интересы определенных категорий населения только на уровне ленов и муниципалитетов ("Женская инициатива", "Партия охраны здоровья", "Жонглерская партия" и даже Партия трезвости).

    Анна Федякина

    Поделиться