10.02.2014 23:42
    Поделиться

    Компании-банкроты будут сдавать в архивы документы по личному составу

    В Госдуму внесен законопроект, который обязывает банкротящиеся компании передавать в государственные архивы документы по личному составу. Пропажа этих бумаг часто мешает бывшим сотрудникам ликвидированных организаций получить пенсию и другие социальные гарантии. Документ вносит поправки в Закон "О несостоятельности (банкротстве)". Эксперты уверены, что в нем заложены нормы, которые помогут сотрудникам подтвердить права на пенсии, пособия и льготы после закрытия юрлица.

    Проблема в том, что закон N 125-ФЗ "Об архивном деле в РФ" обязывает организации при ликвидации передавать образовавшиеся в процессе деятельности документы ликвидатору или конкурсному управляющему, они в свою очередь перенаправляют бумаги в государственный или муниципальный архив. Таким образом, вся информация о трудовой деятельности граждан будет сохранена. В законе речь идет об архивных документах, включенных в состав Архивного фонда РФ, документах по личному составу, а также документах, по которым не истекли сроки временного хранения. В то же время пункт 2 статьи 126 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" обязывает руководителя фирмы в течение трех дней с даты назначения конкурсного управляющего передать ему бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы, материальные и иные ценности. В спешке про иные документы, к которым относятся бумаги по личному составу, чаще всего передать забывают.

    "При ликвидации, когда на их передачу выделено всего 3 дня, а понятие иной документации толком не раскрыто, часть документов теряется или ей просто не уделяют внимания, в том числе и документы по личному составу, в которых содержатся данные о трудовой деятельности и доходах граждан, работавших на предприятии", - говорит Сергей Литвиненко, эксперт проекта "Общественная Дума". Речь идет о внушительном пакете бумаг. "Документы по личному составу собираются в течение всей трудовой деятельности работника на одном предприятии в личное дело, которое подлежит хранению в течение 75 лет", - говорит Михаил Филиппов, юрист компании "Налоговик".

    Потеря документов, подтверждающих пенсионные права и льготы, лишает людей заслуженных выплат. Например, кто-то недосчитается нескольких лет рабочего стажа, кто-то не наберет максимальный коэффициент для повышения размера пенсии, а кто-то потеряет право на досрочный выход на пенсию, отработав при этом во вредных условиях труда, но не имея возможность это доказать. К сожалению, случаи потери документов по личному составу нередки. "Только в одной Московской области в течение года в государственный архив обращаются больше 5 тысяч граждан с заявлениями о восстановлении документов. В пределах страны эта цифра превышает 100 тысяч жалоб", - отмечает Литвиненко. Авторы законопроекта предлагают прописать в законе обязанность передавать в госорганы документы по личному составу.

    Привлечь руководителя банкротящейся организации к ответственности можно и сегодня. "Гражданская ответственность сводится к тому, что с работодателя согласно гл. 25 ГК РФ можно взыскать убытки. Административная ответственность установлена статьей 13.20 КоАП, - поясняет Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании "Генезис". - Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере 100-300 рублей; на должностных лиц - 300-500 рублей". Естественно, размер таких штрафов руководителей не пугает. Однако за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации организации, в том числе уклонение или отказ от передачи необходимых документов, по ч. 4 ст. 14.13 КоАП на должностных лиц можно наложить штраф в размере 40-50 тыс. руб., а то и дисквалифицировать на срок от полугода до года. Если отказ от передачи документов повлечет крупный ущерб, то может наступить и уголовная ответственность по ст. 195 ч. 3 УК РФ вплоть до трех лет лишения свободы, рассказал "РГБ" Филиппов. Однако относятся ли документы по личному составу к тем, без которых временный управляющий не может исполнить свои функции - большой вопрос. Все эти неточности и размытые формулировки приводят к тому, что руководители банкротящихся компаний уходят от ответственности. Получается, что вносить изменение и прописывать необходимость передавать в архив документы по личному составу необходимо не только в Закон "О несостоятельности (банкротстве)", но и в КоАП. Только в этом случае за несоблюдением нормы последует реальное наказание.

    Однако законопроект улучшает ситуацию лишь для тех сотрудников, компании которых официально банкротятся. А в стране огромное количество фирм, которые просто брошены и не ведут деятельность. "Сложности с подтверждением пенсий и соцгарантий, если компания не закрывается официально, возникают, когда требуется подтвердить какой-нибудь факт соответствующим документом. К примеру, нет записи в трудовой книжке и ее нужно восстанавливать, документы по работнику не сохранились и отчисления не производились, факт работы не подтвержден, соответственно в стаж не засчитан. Все это влияет на дальнейшие пенсионные начисления и различные пособия", - говорит Артем Денисов. Юристы уверены, что нужно корректировать законодательство и в отношении таких компаний. К примеру, можно обязать организации сдавать сведения в архив с момента прекращения деятельности и перехода на сдачу нулевых деклараций.

    В этом случае возможность обратиться за информацией и подтвердить факты трудовой деятельности появилась бы у всех сотрудников, независимо от того, закрыта компания или просто ее деятельность приостановлена.

    Поделиться