03.04.2016 20:00
    Поделиться

    Юрий Лепский: Тарковский всматривается в фильмы отца, как в зеркало

    Сегодня день рождения великого русского кинорежиссера
    Андрей Тарковский живет теперь во Флоренции, на улице Сан-Николо, 91. Надо пройти от галереи Уфицци к старому мосту, перейти Арно и на том берегу пройти еще метров пятьсот. На узкой улочке вы обнаружите старый дом с массивной дверью и каменной плитой над ней. На плите выбита надпись: "Андрей Тарковский. Величайший режиссер духовного кино в изгнании во Флоренции в этом доме провел последние годы своей жизни. Гость и почетный гражданин Флоренции".

    Точно в назначенное время я оказался у этой двери, нажал кнопку звонка, с усилием отворил массивную дверь, поднялся на лифте на последний этаж и пожал протянутую мне руку. В дверях просторной квартиры стоял Андрей Тарковский - сын великого русского режиссера. Его любимый сын.

    После инфаркта Андрею Арсеньевичу было предписано больше гулять на свежем воздухе. Тарковский с удовольствием выполнял это предписание. Брал с собой овчарку Дака, маленького Тяпу - так он звал любимого Андрюшку - и они втроем отправлялись гулять к берегу Сетуни. Тарковский учил сынишку смотреть: вон дерево, смотри какое красивое; а если тут присесть, то слева от дерева появится церквушка и зеленый пригорок - ну что за прелесть! Тяпа с жадностью усваивал эти уроки, пробовал смотреть сам, так, чтобы картинка тоже была красивой, как у отца. Отец учил его рассматривать движение насекомых в траве, понимать тихую жизнь растений, взаимодействие ветра и листвы... Дома у них тоже было любимое занятие: Андрей Арсеньевич садил Тяпу рядом на диване, клал на колени тяжелейший альбом с репродукциями художников итальянского Возрождения, и они могли часами листать и рассматривать картины Леонардо, Беллини, Джотто, Мантенья, Боттичелли, Микеланджело, Тинторетто, Веронезе, Караваджо...

    Они так прикипели друг к другу, что когда Тарковский вынужден был покинуть родину, расставание с Тяпой стало для него открытой раной. И сын не мог представить, как будет жить без разговоров с отцом, без его тихих и захватывающих уроков рассматривания жизни. Четыре года Андрея не выпускали к отцу. Советским властям и партийным начальникам выгоднее было держать мальчика в заложниках: тогда они хоть как-то могли повлиять на гениального режиссера. А на то, что чувствовали при этом отец и сын, им традиционно было наплевать. Они отпустили Андрея только тогда, когда узнали, что Тарковский смертельно болен и счет идет на недели.

    Зеркало для Андрея. Фото: Юрий Лепский.

    Из дневника Андрея Тарковского:

    "Ужасная тоска по Тяпусу!

    Правда ведь, жизнь стала совершенно невыносима, и если бы не Андрюшка, мысль о смерти была бы как единственно возможная.

    Боже! Как я соскучился по Андрюшке! Просто невозможно описать эти мучения. Неужели я увижу его наконец?!

    Позвонила Марина Влади и сказала, что Воронцов, посол, сказал ей, что Андрюшку выпускают буквально на днях. Неужели надо смертельно заболеть, чтобы быть вместе?!"

    Он стал смотреть фильмы отца. Один за другим. Он прожил эти дни так, словно они с отцом снова были вместе

    После долгожданной встречи им удалось побыть вместе в общей сложности около года. Несколько недолгих месяцев счастья общения отца и сына. Когда не стало отца, собственная жизнь предстала перед Андреем бессмысленной и пустой. И оттого мучительной.

    И вот однажды он включил видео и стал смотреть фильмы отца. Все подряд. Один за другим. Смотрел несколько дней подряд. Он прожил эти дни так, словно они с отцом снова были вместе и снова говорили, и снова смотрели на то, что их окружало когда-то. В своих фильмах отец жил. С тех пор он постоянно пересматривает "Андрея Рублева", "Зеркало", "Сталкера", "Ностальгию", "Жертвоприношение"... Это территория их общения с отцом. Это его зеркало, в которое он пристально всматривается, с радостью узнавая знакомые и похожие отцовские черты.

    Я попросил Андрея найти неопубликованную нигде фотографию отца. Он принес несколько огромных архивных папок. Я был потрясен тем, с каким тщанием и бережностью хранит министерство культуры Италии каждый документ, любой рисунок и фотографию русского режиссера Андрея Тарковского. Мэрия Флоренции выделила эту квартиру в центре старинного города для фонда Андрея Тарковского. Печально, что в родной России уже нет дома, где жили Тарковские. Его снесли.

    Почему флорентийцы с таким уважением относятся к изгнаннику Тарковскому? Может быть, потому, что на совести Флоренции изгнание великого Данте Алигьери? Коль так, то уроки изгнания здесь, на берегах Арно, усвоены и извлечены. Но то - другие берега.

    Поделиться