06.02.2014 04:05
    Поделиться

    Кейт Бланшетт: Я осуществила мечту любого актера - сыграла великие роли

    В программе открывающегося сегодня Берлинского фестиваля заявлен и фильм Джорджа Клуни "Охотники за сокровищами", с которым в кино возвращается актриса Кейт Бланшетт. Она сыграла роль Клэр Симон, чьим прототипом стала Роз Волланд - самая орденоносная женщина в истории Франции...

    Последние пять лет (с 2008 по 2013 годы) Бланшетт руководила Сиднейским театром. И вот теперь вернулась. Настоящая экранная дива - красива, умна, талантлива и необыкновенно элегантна - она быстро восстановила свое высокое место в элитном списке киноиндустрии. В фильме Вуди Аллена "Жасмин" сыграла главную роль так, что список престижных наград и номинаций займет страницу. Я встретилась с нею как раз между номинацией на "Оскара" и премьерой "Охотников за сокровищами".

    - Во-первых, с благополучным возвращением! Каково вам было без кино?

    Кейт Бланшетт: Сказать, что я тосковала от безделья, не могу. Во-первых, я cмогла наконец уделить внимание троим моим сыновьям, а учитывая, что младший родился как раз в 2008-м, то мама практически не отвлекалась от него все пять лет. Во-вторых, мы с Эндрю впряглись в художественное руководство Сиднейской театральной компанией (драматург Эндрю Аптон - муж Бланшетт, они были "содиректорами" театра), и это было счастливое время, потому что я осуществила мечту любого актера: сыграла две роли в шекспировском цикле "Война роз", Елену в "Дяде Ване", Клэр в "Служанках" Жене, Бланш в "Трамвае "Желание"...

    - Я видела спектакль, поставленный Лив Ульман, а потом не могла отвязаться от параллелей между Бланш и Жасмин в фильме Вуди Аллена.

    Кейт Бланшетт: Я много слышала об этом, но уверяю вас, эти параллели - на поверхности. Другой ритм, другие связи между характерами, другие центры притяжения. Вуди сыграл настоящую симфонию, где одна нота гармонирует с другой, и эта симфония не повторяет "Трамвай".

    - Я побывала и на репетиции оперы, которую ставил в Лос-Анджелесе Аллен, и у меня впечатление, что он вообще не вмешивался в процесс, а результат вышел блистательным.

    Кейт Бланшетт: Ну что говорить, он - гений. Он вроде бы дает тебе полную свободу, но создает на площадке такую атмосферу, что ты, даже не осознавая, играешь то, что ему нужно. Человек-загадка, которую еще десятилетия будут разгадывать. У меня уже есть имя в кино, я могу себе позволить принять только те предложения, которые нравятся, но вот чего я категорически не могу представить, что я звоню в дверь Вуди Аллена со сценарием в руках и с просьбой о постановке фильма. С ним ты всегда - пассивная сторона, ждешь и надеешься на милость. Когда он мне позвонил, то сказал лишь: "У меня есть сценарий, где есть роль для вас. Хотите работать со мной?". Я, конечно, тут же, не раздумывая, согласилась, на этом разговор закончился. Когда он мне прислал сценарий, я его проработала, восхитилась и позвонила ему, чтобы обсудить детали роли. Обсуждение было таким: "Прочли?" "Прочла". "Встретимся в Сан-Франциско!" - и повесил трубку. И ведь не скажешь ничего, потому что результат, как вы заметили, получается блистательным.

    - Почти без перерыва вы стали сниматься в "Охотниках за сокровищами" Джорджа Клуни. Клуни, как и Аллен, - режиссер, выросший из актеров. Как вам работалось с ним?

    Кейт Бланшетт: Если работа у Аллена представляла собой своего рода эмоциональный стриптиз, то с Джорджем работалось гораздо спокойней. Он еще не ушел от актерской профессии, к тому же еще и сам снялся в одной из главных ролей, поэтому отношения с ним можно смело назвать партнерством.

    Да и тема фильма о Второй мировой войне, где небольшая группа союзников-искусствоведов, директоров и кураторов крупнейших музеев надевает военную форму и идет на передовую спасать произведения искусства, разворованные нацистами, весьма необычна, малоизвестна и меня очень заинтересовала.

    Небольшая группа союзников-искусствоведов идет на передовую спасать произведения искусства, разворованные нацистами

    Эти съемки были для меня настоящим удовольствием. Я снова встретилась с Мэттом Дэймоном, с которым мы работали в "Талантливом мистере Рипли".

    - В "Охотниках" вы сыграли роль Клэр Симон, доверенной музейной смотрительницы гитлеровцев музея Же де Пом и участницы французского Сопротивления. Что для вас было главным в ее характере?

    Кейт Бланшетт: Вы же понимаете, что она - необычная женщина. Бывший куратор музея, она изо дня в день скрупулезно записывала, что и куда отправляют немцы, поскольку музей превратился в некое депо, куда немцы свозили все наворованное из разных стран и частных коллекций. А аппетиты у них были колоссальные. Их фюрер собрал пять миллионов картин и скульптур для своей коллекции, а были еще и его подчиненные. К сожалению, не все проходило через руки Клэр (Роз) иначе уворованное нашлось бы гораздо быстрее и с меньшими потерями.

    За свою подпольную деятельность эта женщина после войны была награждена орденом Почетного легиона, орденом литературы и искусств, Медалью Сопротивления, германским орденом "За заслуги" и американской "Президентской медалью Свободы" - этот внушительный иконостас больше подошел бы какому-нибудь генералу, а не тихой, скрытной одинокой женщине. Сыграть этот исторический характер можно было бы в картине, посвященной именно ей, но в "Охотниках" ее роль - скорее вспомогательная, поэтому я сконцентрировалась на двух доминантах ее характера: скрытности и внутренней силе.

    - Последняя присуща многим вашим характерам: от королевы "Елизаветы" до... той же королевы Елизаветы в "Золотом веке", от Кэтрин Хепберн в "Авиаторе" до Дэйзи Фуллер в "Загадочной истории Бенжамена Баттона".

    Кейт Бланшетт: Возможно, потому, что мне самой приходится быть сильной. Я потеряла отца в девятилетнем возрасте, и мы жили вдвоем с мамой, и с каждым годом я все сильнее ощущала его нехватку в моей жизни. Когда Эндрю стукнуло сорок, я внутренне сильно засуетилась, проводя параллели, которые, к счастью, не оправдываются.

    - Дети догадываются, что у них мать - сильная женщина?

    Кейт Бланшетт: Кто их поймет, этих современных детей! Я счастлива уже тем, что старшие выросли за кулисами, видя, как из ничего рождается спектакль, а значит - рождается жизнь, и видели, что этим рождением командует их мама. Пускай сами делают выводы.

    - "Властелина колец" они хоть смотрели? Понимают, что их родил эльф?

    Кейт Бланшетт: (улыбаясь) Надеюсь, что смотрели. Я точно их за телевизор не усаживала, но фильм был очень популярный. Видимых выводов из эльфийской природы мамы пока не сделали, но время еще есть.

    - Кем вы хотели стать, если бы не были актрисой?

    Кейт Бланшетт: Я сама много раз задавалась этим вопросом... Я ведь стала актрисой случайно: если бы я пару десятилетий назад не оказалась в Египте без гроша и совершенно посторонний человек не предложил мне подработать в массовке, кто знает, чем бы обернулась судьба. Единственное, что для меня ясно: я бы ни под каким видом не могла заниматься монотонной рутиной. Я - дама активная, не из тех, кто ожидает, а из тех, кто пробивается. А уж куда пробивается, зависит от обстоятельств. У меня они сложились счастливо: я востребована и в кино, и в театре, и в душе моей они не враждуют, а дополняют друг друга.

    - Известно, что Голливуд не любит прогульщиков. Безуспешно пытались после самоволки вернуться "оскароносные" Холли Хантер и Хелен Хант, любимицы публики Дебра Уингер и Мэг Райан. Были у вас трудности с возвращением?

    Кейт Бланшетт: Я, наверное, счастливый человек, потому что меня помнят и приглашают, да так много, что мое расписание больше смахивает на график воинских учений: до обеда стреляем на север, после обеда - на юг (улыбается). Мы только закончили работу над "Охотниками за сокровищами", а мне надо торопиться на съемки очередного "Хоббита" и на озвучивание сиквела мультфильма "Как приручить дракона". В будущем году Кеннет Брана ставит "Золушку" и уже пригласил меня на роль мачехи. Меня уже укоряют, зачем я согласилась играть роль уродливой женщины, на что я отвечаю, что она не уродлива, а зла, а зло всегда играть интересно. Затем, надеюсь, наконец поднимется солнце над новым проектом Терренса Малика, и под этим солнцем есть место и для меня.

    - А пока пожелаем вам удачи с "Оскаром".

    Кейт Бланшетт: Спасибо! Я и так уже сверх всякой меры награждена в этом сезоне: и "Золотой глобус", и приз Гильдии актеров, так что я - в порядке даже без него. Но с ним, конечно, приятней.

    Поделиться