04.02.2014 12:55
    Поделиться

    Омским подросткам отказали в чтении книги классика

    В омской публичной библиотеке разразился скандал. Сотрудники учреждения отказали 16-летним школьницам выдать книгу Теодора Драйзера, мотивируя это тем, что они еще до нее не доросли.

    Инцидент в "Пушкинке", возможно, так бы и остался никем не замеченным, если бы информация мгновенно не попала в "Твиттер", став достоянием широкой общественности. Руководству крупнейшего в Омске книгохранилища пришлось выдержать настоящую осаду возмущенных пользователей интернета. Однако никакой вины в том, что произошло, библиотекари не видят.

    - Ограничения введены, согласно закону "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", вступившего в силу полтора года назад, - сообщил "РГ" директор Омской государственной библиотеки имени Пушкина Александр Ремизов. - Поэтому мы создали комиссию профессиональных филологов, которые, руководствуясь рекомендациями российской ассоциации библиотек, присваивают книгам категории "6+", "12+", "16+" и "18+". Правда, к произведению Теодора Драйзера "Финансист" мои коллеги отношения не имеют. Возрастное ограничение на нем поставил издатель, а мы лишь присвоили такой же индекс всем аналогичным книгам, вышедшим в свет ранее. И на этом основании отказали подросткам в чтении данного произведения.

    По словам специалистов, для того чтобы промаркировать все тома, комиссии потребуется несколько жизней. В настоящее время фонд Пушкинской библиотеки содержит 3,5 миллиона книг, из них 200 тысяч - художественные. Новые издания печатаются уже с маркировкой, а книги, выпущенные до 2012 года, ее не имеют.

    Стоит пояснить, что согласно закону "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", под категорию "18+" попадает литература, которая побуждает читателей наносить вред своему здоровью, принимать наркотики, отрицает семейные ценности, оправдывает насилие и противоправное поведение, содержит нецензурную брань или порнографию.

    - К сожалению, эти критерии достаточно размыты, - считает Александр Ремизов. - Еще одна проблема - отсутствие грамотных специалистов, способных отделить "зерна от плевел". Ведь практика лицензирования в эту сферу еще не внесена. Поэтому в запретном для подрастающего поколения списке могут оказаться очень многие произведения русской и мировой классики, которые, может быть, этого вовсе не заслуживают. Один из выходов - создание системы государственной экспертизы, которая бы взяла на себя проблему возрастной классификации литературы, избавив от этой головной боли регионы.

    Новый закон, действительно, вызывает в обществе немало споров. Достаточно вспомнить запрет к показу до 23.00 мультфильма "Ну, погоди!", в котором специалисты также увидели вредные для юных зрителей моменты. Под общую "гребенку" рискует попасть и литература, включенная в школьную программу. Правда, по словам омских учителей, никаких рекомендаций на этот счет в школы пока не поступало.

    Поделиться