03.02.2014 23:20
    Поделиться

    Готовится законопроект о продаже "красивых" автономеров

    Корреспонденту "РГ" разъяснили, как, возможно, будут продавать "красивые" номера

    Вопреки всем предположениям, звучавшим прошлую неделю, о том, что в России продавать "красивые" номера не будут, законопроект, который устанавливает такую возможность, сейчас активно готовится ко второму чтению.

    Сенатор от Карелии Владимир Федоров рассказал "РГ", как может быть воплощена в жизнь идея продажи "красивых" номеров.

    Напомним, недавно Госдума отклонила законопроект, в котором предлагалось за "красивые" номера начислять повышенную госпошлину. Желающим получить регистрационные знаки с повторяющимися цифрами или буквами, пришлось бы заплатить государству 150 тысяч рублей. Таким образом, авторы законопроекта собирались бороться с коррупцией в ГИБДД. Из этой новости некоторые СМИ сделали вывод, что легальной торговли "выдающимися" номерами у нас вообще не будет. Мол, ГИБДД - против.

    Спешим опровергнуть эти предположения. Законопроект был отклонен по двум причинам. Первая заключается в том, что одна и та же госуслуга не может стоить по-разному. А именно такой подход предлагался в этом документе. Второй причиной стало то, что другой законопроект, устанавливающий эту процедуру, уже не просто принят к рассмотрению Госдумой, но и прошел первое чтение. Речь идет о законопроекте "О государственной регистрации транспортных средств в РФ". В нем прописано право гражданина на возможность выбора буквенно-цифрового обозначения регистрационного знака.

    Как сообщил "РГ" начальник отдела Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Борис Ионов, еще 1 августа 2010 года правительство РФ своим распоряжением 1310-р утвердило план по реализации мероприятий в сфере регистрации и технического осмотра автомобилей. Один из пунктов предусматривает разработку нормативных актов, устанавливающих правила организации и проведения открытых аукционов по присвоению государственных регистрационных знаков транспортных средств. При этом головным исполнителем по реализации данного мероприятия правительство определило минэкономразвития. Именно в рамках этого плана будет реализовываться закон о регистрации транспорта, когда он будет принят и вступит в силу.

    Сейчас ко второму чтению готовятся поправки в него. Параллельно министерства и ведомства разрабатывают нормативные акты, в том числе по определению порядка организации и проведения открытых аукционов по присвоению государственных регистрационных знаков транспортных средств.

    - Мы не просто поддерживаем эту идею, - говорит Борис Ионов, - Это было одно из наших предложений. Во-первых, оно позволит избавиться от коррупционной составляющей. Во-вторых, в большинстве стран это работает и основательно пополняет бюджет. Почему это не может быть реализовано в России?

    Каким образом можно реализовать эту идею? Об этом корреспонденту "РГ" рассказал автор законопроекта сенатор Владимир Федоров.

    - Я изучил опыт разных стран, где этот проект реализован, - говорит Федоров. - За примерами далеко ходить не надо. Номера продаются и в Литве и этот опыт отлично себя зарекомендовал. Можно взять за основу литовскую модель.

    Литовский механизм не предполагает аукционных торгов. Сенатор предлагает установить несколько ценовых групп, в соответствии с которыми и продавать те или иные регистрационные знаки. Первая группа для тех, кому выбирать номер не хочется, и они довольствуются предложенным. Номера им будут присваиваться в ГИБДД случайным образом из имеющихся в наличии. Это будет входить в госпошлину.

    Напомним, кстати, что предлагается изменить саму процедуру получения регистрационных знаков. ГИБДД будет только присваивать номер. А уже с полученным свидетельством о регистрации автовладелец будет обращаться в коммерческую организацию, где ему за отдельную плату изготовят номер в соответствии с регистрационными документами. Отчасти это реализовано и сейчас. В одном окне получаешь свидетельство о регистрации, а затем идешь в другое окно и получаешь номера.

    Тем, кто все-таки желает выбрать номер из имеющихся в наличии, эта услуга будет предоставляться за отдельную плату.

    А те, кто хочет не просто выбрать номер, но получить, например, знак с повторяющимися цифрами или буквами придется заплатить уже больше. А уж с повторяющимися и цифрами, и буквами - еще больше. Как видим, уже наметились четыре ценовые группы. Будут ли в "красивые" записывать номера с двумя повторяющимися цифрами или буквами - неизвестно. Хотя так называемые зеркальные, например "515", сейчас на "черном" рынке тоже ценятся, правда, не столь дорого, как "555". Есть еще группа номеров, где цифры повторяют код региона, если он трехзначный. На сайтах, предлагающих сейчас такие номера, они тоже высоко ценятся.

    Но от аукционной модели пока, не принято окончательного решения, рано отказыватся. Как она работает в соседних странах? Аукцион объявляется заранее, и также заранее вывешиваются списки выставленных на него номеров. Любой желающий может выбрать полюбившийся номер и потом идти и биться за него своими наличными. Кто больше предложит, тот и приобретет.

    Тут для нашей действительности возникают некоторые тонкости. Ведь у нас номер не частная собственность. Машину можно продать номером. Но если человек за свои и большие деньги покупает номер, то номер должен стать его собственностью. Ведь перевесить его на другой автомобиль он сможет. А продать его он сможет только вместе с автомобилем.

    Именно на этом, кстати, построен полулегальный бизнес по торговле "красивыми" номерами сейчас. Вы хотите номер с "тремя Ольгами" - без проблем. На различных сайтах цена варьируется от 150 до 500 тысяч рублей. Можно взять за миллион 400 тысяч "три Анны" вместе с недорогим автомобилем. Можно взять "999" с повторяющимися буквами за четыреста тысяч на сохранении в ГИБДД. Предложений масса. Значит, есть и спрос. И если номерами торгует инспектор - это коррупция. А частная торговля такими знаками вроде и законов не нарушает, но и не регулируется ничем.

    Кстати, в Таджикистане аукционы по продаже "красивых" номеров начали проводить с марта 2010 года. На первом же было продано 35 номеров. В доход государства поступило 18,5 тысячи долларов. Хотя стартовая цена номера была лишь 17 долларов. Сейчас каждый такой аукцион приносит в доход более 500 тысяч долларов.

    А как у них

    В континентальном Китае продажа номеров - это политика по регулированию количества транспортных средств на душу населения. Перед тем как купить машину, необходимо сначала купить себе номер. Цена даже рядового номера примерно равна стоимости автомобиля.

    В Объединенных Арабских Эмиратах аукционы номеров, пожалуй, самые дорогие. Так номер "1" был продан за 14 миллионов долларов.

    В Великобритании самым дорогим номером стал "F1". Автовладелец заплатил за него 440 тысяч фунтов стерлингов. Там же известный россиянин Роман Абрамович приобрел номер "VIP 1" за 285 тысяч фунтов стерлингов.

    Поделиться