29.01.2014 23:28
    Поделиться

    Каждый восьмой московский чиновник провалил тест на полиграфе

    1300 чиновников, занимающихся госзакупками товаров и услуг для Москвы, прошли за прошлый год тестирование на полиграфе. Каждый восьмой не получил должность - аппарат не поверил их ответам. Неудобные вопросы госслужащим продолжатся и в 2014 году.

    По мнению главы департамента по конкурентной политике Геннадия Дегтева, пользу полиграфа трудно переоценить. В мэрии уже подсчитали: риск возникновения коррупции снижается на треть.

    - Во многих спецслужбах и крупных корпорациях использование полиграфа - норма, - рассказал "РГ" Геннадий Дегтев. - Мы такое тестирование проводим с 2010 года. Людей, не прошедших проверку, в департаменте остается все меньше: в конце 2010 года было до 35процентов, а в 2013 году - чуть больше 12. А стать членом конкурсной комиссии, не пройдя полиграф, невозможно.

    140 из 1240 человек, не прошедших тестирование, не уволили. Их просто больше не подпустят к работе, где можно совершить коррупционное преступление. Еще 17 сотрудников департамента от проверки отказались, получив соответствующие отметки в документах. Правительство Москвы хочет быть уверенным в людях, которым доверены госзакупки на миллиарды рублей. Ведь только за девять месяцев прошлого года возбуждено 29 уголовных дел, связанных с конкурсами и аукционами. "В основе их - мошенничество, халатность, дача и получение взяток, злоупотребление полномочиями", - рассказал "РГ" зампрокурора Москвы Владимир Ведерников. Сама вероятность испытаний на полиграфе заставляет чиновника хорошо подумать, прежде чем принимать самый скромный подарок.

    Побывать в шкуре человека, проходящего испытание на полиграфе, решил и корреспондент "РГ". Мне предложили поиграть в игру, в ходе которой требовалось врать, а полиграф должен был меня в этом уличить. На вопрос "фамилия", я не раздумывая сказал "Иванов". И сразу увидел, как пустились в пляс графики на мониторе. Глядя на них, и экспертом не надо было быть, чтобы понять, что я соврал. Потом задачу усложнили - попросили вытянуть один из конвертов на столе. В каждом - карточка с изображением геометрической фигуры, слова и наборы цифр. Их следовало запомнить, а карточку спрятать. Прибор начал перечислять аналогичные наборы с других карточек, и я честно отвечал, что это не моя карточка. Но вот мелькнула и моя, но я снова сказал "нет". Увы! Прибор не поверил.

    - Полиграф реагирует на множество изменений в организме человека: верхнее и нижнее дыхание, потоотделение, изменение объема протекающей по сосудам крови и другие, - прокомментировал мою попытку обмануть технику Сергей Аксенов. - Когда вы говорите правду, показатели остаются на фоновом уровне. Соврали - организм среагировал и полиграф тут же это уловил.

    Я и правда за 15 минут вспотел, будто разгрузил машину мешков. Нетрудно представить, что творится с чиновниками, проверка которых идет около двух часов. Их спрашивают прямо: не приходилось ли получать крупные денежные вознаграждения? Были ли случаи подделки документов? Ответ "да" или вранье - путь в группу риска. По словам Сергея Аксенова, обмануть полиграф сложно. И все-таки заключение, подготовленное на основе тестирования, еще не доказательство того, что испытуемый замешан в коррупции. А потому оно просто ложится на стол руководителю, которому теперь решать: может ли он доверить этому подчиненному работу, на которой легко украсть или получить взятку.

    Кстати

    Рынок госзакупок в Москве огромен - в день проходит от 1 до 3 тысяч торгов. Больницы покупают продукты и оборудование, ведомства заказывают автомобили и канцелярские товары, школы ищут компанию по установке пластиковых окон. Объем госзаказа столицы только по первоочередным потребностям вроде содержания дорог и закупки лекарств составляет почти 400 миллиардов рублей в год.

    Поделиться